Комментарии (окончание).
22. «Свободным — рай»
ШАМБАЛА — страна, где возрождаются лишь посвященные, — отделена от остального мира рекой Сита и окружена двумя рядами снеговых хребтов, острых словно зубы. На картинах она изображается в виде восьмилепесткового лотоса, то есть круга, разделенного на восемь частей снежными хребтами. Так языком символов передается, что в этой стране Учение достигло сознания каждого, что вся страна следует Осьмеричному Пути. В центре в своем дворце Калапа сидит Рудрачакрин (Ригден Джапо). Вокруг расположены девяносто три дворца его вассалов.
Рудрачакрин — один из тридцати двух царей Шамбалы. Первый царь этой страны, Сучандра, живший одновременно с Шакьямуни, совершил магическое путешествие в Индию по воздуху и получил непосредственно от Просветленного Калачакра-тантру. Согласно некоторым тибетским источникам, в настоящее время правит двадцать девятый царь Шамбалы.
На картинах рядом с изображением Шамбалы всегда предстает последняя битва где Рудрачакрин повергает всех врагов Учения. Иногда рядом с царем скачет его генерал Хануманда со знаменем. Следует помнить, что образ этой битвы просвещенными монахами воспринимается отнюдь не буквально, поскольку любое убийство буддизм безоговорочно осуждает, называя его первым из «десяти черных грехов». Картина Последней Битвы должна пониматься как символическое изображение победы мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. В результате такой победы невежественные, греховные люди действительно перестанут существовать, но отнюдь не потому, что они будут убиты, а потому, что они преодолеют свои заблуждения и пороки.
На картине изображен Рудрачакрин в образе гневного божества. Его трон украшен Колесом Закона. Царь Шамбалы в доспехах, его волосы стоят дыбом, в его правой руке ваджра, левая рука в мудре поучения. Он объят красным пламенем.
В низу картины — лотос и Триратна на фоне пейзажа. В облаках над головой Рудрачакрина — Панчен-лама III, который, по преданию, был непосредственно связан с Шамбалой. Ниже его — Манджушри; еще ниже — царь Шамбалы Манджушрикирти, который написал краткую версию Калачакра-тантры — Лаху-Калачакра-тантру, которая используется для практик духовного совершенствования.
Эта картина старинной тибетской работы, к сожалению сильно поврежденная, была подарена Музею А. А. Кочаровым, профессором тибетской живописи в Сарнатхе (Индия).