ОМ-МАНДА-ла — введение в тантру

Комментарии.

1. ОМ. В Индии существует бесконечное множество книг; посвященных толкованию сокровенного слога ОМ. Он произносится как АУМ и символизирует три аспекта индусской троицы — Брахму, Вишну и Шиву; он считается «невыразимым слогом», «предельным словом», за которым может следовать только молчание. ОМ — это звук-творец, созидающий миры. Тот, кто может правильно произнести этот звук, способен творить чудеса, а тот. кто знает его истинное безмолвное звучание и произношение, достигает истинного освобождения.

«Ом — это лук. конкретное существо — стрела, а мишень — Брахма. Хладнокровно прицелься и растворись в Брахме, как стрела растворяется в мишени». — сказано в «Мундака-упанишаде». А в «Мандукъя-упанишаде» говорится, что «Ом — это весь мир… прошлое, настоящее и будущее… все есть Ом… все, что превосходит время… — это Ом».

Санскритская версия мантры ОМ
Санскритская версия мантры ОМ
Тибетская диаграмма со знаком ОМ в центре
Тибетская диаграмма со знаком ОМ в центре
Тибетская версия мантры - ом мани падме хум
Тибетская версия мантры:
«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»

«Соединяя свое дыхание с Ом, вверх по Сушумне… можно медитировать на двух Брахманов — звучащего и беззвучного. Звучащий проявляется только в форме звука… звучащий Брахман — это Ом… Выходя за пределы звука, человек растворяется в верховной беззвучности, непроявленном Брахмане. Он утрачивает все свои качества, словно цветочная пыльца, превратившаяся в мед… Звучащий Брахман — это Ом».

Традиционное санскритское написание мантры ом напоминает цифру 3, или трезубец, повернутый на четверть оборота по часовой стрелке. Это соответствует трем главным надам эфирного тела. Обычно над мантрой изображается символ луны и солнца, увенчанный языком пламени (символ полного слияния противопложностей в эротическом экстазе). Ом служит также символом эфирного тела. Солнце — это солнечная энергия манипура-чакры и тонкого канала пингала. Луна — символ энергии сахасрара-чакры и тонкого канала ида. Пламя олицетворяет собой восходящую кундалини, Считается, что мантру Ом издает специальный колокол для медитаций, по которому ударяют деревянной палочкой.

Мистические учения тибетских тантр связывают каждый из шести слогов этой мантры с определенным цветом и определенным классом существ:
ОМ — белый — боги (лхго);
МА — синий — демоны (лхамаин):
НИ — желтый — люди (ми):
ПАД — зеленый — животные:
ME — красный — духи (мимаин);
ХУМ — черный — обитатели ада.

Особое внимание в Тибете уделяется последнему слогу ХУМ (или ПХАТ), который считается вместилищем высших энергий.
Тибетская мандала. Непал

2а. МАНДАЛА (САНСКР. «КРУГ», «КОЛЕСО», «ДИСК»). Концентрическая диаграмма, которая используется в ритуалах индусских тантр и ваджраяны для сосредоточения сознания на космических и индивидуальных психических энергиях. Мандала состоит из сложных узоров и различных иконографических изображений, отражающих всю полноту космоса, совмещая в себе противоположные начала — землю и эфир, динамику и статику.

Каждый из пяти компонентов мандалы (центр и четыре стороны) несет определенную психологическую нагрузку. Основная фигура мандалы — крут, в который вписан квадрат (иногда разделенный на 4 треугольника).

Квадрат, вписанный в крут, ориентирован по сторонам света и раскрашен в соответст-вующие цвета (север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный, центр — голубой; но возможны и другие варианты). Они соответствуют пяти элементам человеческого существа.

Тибетская мандала. Непал, ок. 1700. Ткань, гуашь МАНДАЛА
2б. МАНДА (Йони) Под словом йони мы понимаем женские гениталии. На санскрите оно означает «матка», «исток», а в более узком смысле — женский лобок (вульву, или вагину). Термины вульва и вагина имеют слишком уж «медицинскую» окраску, а выражения типа пизда и т.п. звучат неприлично и даже оскорбительно. Поэтому мы остановились на слове йони. В учениях индусских тантр женщина всегда считалась воплощением божественной женской энергии (Шакти), а ее половые органы служили священным символом всего божественного.Барельеф с изображением йони. Юж. Индия
Барельеф с изображением йони. Юж. Индия, Х1Хв. Резьба по дереву
3. Символ бытия. Поклонение женским и мужским гениталиям лежит в основе многих культов и священных обычаев. Фаллический культ известен гораздо лучше, нежели культ йони. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что йони поклонялись гораздо раньше, чем лингаму. Первобытные люди еще не знали, какую роль играет мужчина в продолжении рода, а потому приписывали женскому органу магические свойства. Различные мифы и легенды доказывают, что в древности йони была своего рода магическим «оружием», обладавшим защитными и целебными свойствами. Ее вид действовал подобно волшебному заклинанию.

С помощью йони «отпугивали» демонов; она оберегала от «сглаза». Сохранилось множество свидетельств «магической силы» йони. Многие эротические скульптуры Кхаджурахо изображают мужчин и женщин, показывающих свои гениталии. Эксгибиционизм служил средством борьбы с «нечистой силой». В провинции Мадрас (Индия) женщины демонстрируют свою йони, чтобы «утихомирить» грозу

Великая богиня Камешвари в йогической бхага-асане
Великая богиня Камешвари в йогической бхага-асане (с соединенными пятками). Йоги поклоняются символу йони. Камешвари — это Изначальная Шакти и энергетическое начало в его сладострастной форме.

4. «Оттуда лезут все народы…»

Изображение Деви из долины Кулу

Изображение Деви из долины Кулу, Химачал-Прадеш, XVMIB. Бронза
Каждый человек проходит первое сексуальное посвящение, выходя во время родов из йони своей матери

Каждый человек проходит первое сексуальное посвящение, выходя во время родов из йони своей матери. На рисунке изображена богиня Гухешвари («Госпожа Таинств»), рождающая нового верующего.
Добрый знак, символизирующий богиню Деви

Добрый знак, символизирующий богиню Деви.
Рисунок киноварью на кувшине для возлияний

ДЕВИ — Индийская Великая Богиня. Деви — индусская наследница многочисленных богинь долины Инда. Тантристы утверждают, что различия между Дургой, Кали, Парвати и другими богинями иллюзорны. На самом деле, каждая из них — Деви, а Деви — это каждая из них и сумма их всех. Таким образом, всякий культ женского божества, включая шакти — это один из вариантов поклонения Деви.

Тантрическая «Майтри-упанишада» характеризует Деви следующим образом: «юна, непредставима, бесформенна, неизмерима, скрыта, неприступна, сжата, непроницаема, не имеет качеств [гун], чиста, блестяща, наслаждается качествами, ужасная, несозданная, всезнающая, вседающая, не имеющая ни начала ни конца, прославленная, умная, не поддающаяся описанию, творец всего, «я» всех существ, владелец всего, правитель всем, сокровенная суть всего, Верховный Свет».

Тем не менее, о «чистом» культе Деви известно очень немного. На сохранившихся изображениях ей поклоняются мужчины с высокими прическами, напоминающие евнухов. Донигер в книге «Женщины, андрогины и другие мифические существа» (1980) утверждает, что некоторые индусы совершали ритуальную самокастрацию, чтобы отождествиться с Деви и отвратить от себя ее гнев. В индийском фольклоре существует много легенд о том, как мужчины превращались в женщин, испив воды или искупавшись в источнике, посвященном богине Деви.

ГУХЕШВАРИ — «Госпожа таинств», тайный тантрическийлик Великой Богини. Одна из йогинь, посвящающих в секс. Иногда этим термином обозначают смертную женщину, выполняющую ту же функцию. Наряду с Таледжу, непальская богиня, которой поклоняются индусы и буддисты. Непальцы считают Гухешвари олицетворением гухе богини Сати. Ее великолепному храму, расположенному неподалеку от Катманду, присвоен статус священной пшпхи. Однако индийские мифы утверждают, что йони богини Сати упала с неба в Ассаме. На этом месте теперь находится Камакхъя-питпха. Храм Гухешвари отстоит примерно в тысяче метров от Пашупатинатха — знаменитого непальского храма Шивы. Вызывает интерес овальная золотая площадка в форме йони с «бездонным отверстием» в центре. На ней всегда стоит ритуальный серебряный сосуд с водой.

5. «…не в скрижалях книжных» Тантристы и представители других эзотерических сект поклонялись Всевышнему в лице Великой Богини. Благодаря этому термин йони приобрел новый, космический смысл и стал символом вселенской матки и прародительницы всего сущего. Некоторые современные авторы пытаются полностью абстрагироваться от «плотского аспекта» и умалчивают о том, что йони — это прежде всего детородный орган и «врата жизни». Иногда встречаются даже такие забавные определения йони, как «первичный корень источника объективации» или «символ космических тайн». В тантрических источниках встречается также много иносказательных названий йони; однако они вводятся не для того, чтобы соблюсти «приличия», а для того, чтобы сделать секретный текст недоступным для непосвященных.

Религиозными символами йони служили и служат пещеры и святилища (напр., йоншиан-далы), раковины каури и эскалопы, цветы лотоса, лилии и розы, абрикосы, «морской кокос»и кардамон.

6. «B щёлке между женских ног»

Половые органы человека имеют множество прямых и иносказательных названий. Приведем небольшой список названий йони, почерпнутых из тантр, эротической литературы разных народов и из собственного жизненного опыта.

Анемон Любви (кит.)
Благоухающая Мышь (кит.)
Вершина пурпурного гриба (кит.)
Внутреннее сердце (кит.)
Внутренний поток (кит.)
Внутренняя терраса (кит.)
Врата жизни (кит.)
Вульва (лат.)
Гор (евр.)
Горшок с медом (кит.)
Грот Белого Тигра (кит.)
Грот Наслаждения (кит)
Гухе (непал.)
Гханта (санскр.)
Двойной курган (Лермонтов)
Долина радости (кит.)
Дом наслаждения (кит.)
Драгоценная оправа [для матки] (кит.)
Драгоценные врата (кит.)
Драгоценный камень (кит.)
Драгоценный тигель (кит, даос.)
Жемчужина (кит.)
Золотая борозда (кит.)
Золотая щель (кит.)
Золотые врата (кит.)
Ка-т (египет [означает также «мать»])
Киноварная пещера [матка] (кит.)
Киноварная щель (кит., даос.)
Колокол (тантр.)
Красная жемчужина (кит.)
Кунти (санскр.)
Кунтус (греч.)
Кунка (русс, диалект.)
Куриный язычок [клитор] (кит.)
Лира (кит.)
Лотос Ее Мудрости (тантр., санскр.)
Любовное огниво (Пушкин)
Маленькая девочка (кит.)
Манда (рус. непристойн.)
Мистическая роза (зап. эзотер. школы)
Мохнатка (рус. иносказат.)
Мускусное изголовье (кит.)
Нефритовые врата (кит.)
Нефритовая палата (кит.)
Падма (санскр.)
Перегонный куб (лат., алхимия)
Персик (кит.)
Пещера (кит.)
Пизда (рус. непристойн.)
Поле райских наслаждений (тантр.)
Половая щель (рус. иносказат.)
Престол наслаждения (тантр.)
Пурпурная палата (кит.)
Разрезанная дыня (кит.)
Раковина (кит.)
Реторта (лат, алхим.)
Рыбий садок [матка] (кит.)
Сердцевина пиона [матка] (кит.)
Сердцевина цветка [шейка матки] (кит.)
Сокровенный узел [шейка матки] (кит.)
Сокровищница (кит.)
Струны лиры [половые губы] (кит.)
Таинственная долина (кит., даос.)
Таинственная комната (кит.)
Таинственные врата (кит., даос.)
Тайная полость (кит., даос.)
Тайный кабинет (кит)
Темные врата (ких)
Узел (кит.)
Устрица (кит.)
Феникс (кит)
Цветок (кит.)
Чистая лилия (кит.)
Чувствительная пещера (кит.)
Con (франц. непристойн.)
Concha (лат. [См. Раковина])
Cunnus (лат.)
Cunt (англ. непристойн.)
Cwithe (ст.-англ, [означает также «матка»])
Kteis (rpeч. [означает также «эскалоп»])
Kut (голланд. непристойн.)
Kuithe (тевтон.)
Pudendum muliebria (лат.)
Queynthe (тайн, обозначение cwithe)
Sulcus (лат, «борозда»)
Нетрудно понять, что данный список можно продолжать до бесконечности.
Образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами

Образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа. Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии. С тибетской картины конца XVIIIB.

Изображение Богини-прародительницы всех существ, демонстрирующей свою йони

Изображение Богини-прародительницы всех существ, демонстрирующей свою йони. Юж. Индия, ок. 600.

Изображение Богини-прародительницы всех вещей; йони открыта для пуджи

Изображение Богини-прародительницы всех вещей; йони открыта для пуджи. Хайдарабад, Х1в., камень