Система саморегулирования: итоги первого полугодия

Система саморегулирования: итоги первого полугодия

Система саморегулирования: итоги первого полугодия

СРО в строительствеС первого
января 2010 года вступил в силу новый закон регулирующий, правовые отношения в
сфере строительства. Согласно нему теперь все организации в различных сферах
деятельности должны проходить процедуру вступления в саморегулируемые
объединения. Т.о., институт лицензирования был заменён новым институтом
саморегулирования, что привело к существенным изменениям в порядке осуществления
деятельности участниками рынка.

Отныне допуск в СРО предполагает
сокращение бюрократического контроля за деятельностью фирм со стороны
государства. Вместе с тем все функции по контролю и надзору за деятельностью
строительных фирм переходят к некоммерческим партнёрским саморегулирующимся
организациям.

СРО в строительстве предполагает деятельность по
регистрации фирм-участников, взыманию вступительных взносов в компенсационный
фонд СРО, надзор и контроль за деятельностью юридических организаций и
индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах проектирования, строительства,
капитального ремонта и в ряде других смежных областей.

Решение о принятии такого порядка функционирования рынка было осуществлено в
очень непростой для России период. Многие даже не верили в возможность
воплощения этого проекта в действительность  и предполагали, что он будет
отложен на неопределённый период ввиду мирового финансового кризиса,
затронувшего самым серьёзным образом и Россию. При этом большая часть
отечественной стройиндустрии находилась в состоянии длительной и серьёзной
стагнации.

Но решение было принято, и СРО в строительстве вступили в
свою законную силу. Что же изменилось теперь? Как отнеслись к произошедшим
изменениям заинтересованнные лица и насколько серьёзным испытанием можно считать
допуск в СРО?

За шесть месяцев действия нового закона большинство предпринимателей-
участников объединений стали чувствовать себя более самостоятельными и
независимыми участниками рынка. По отзывам многих из них при существовании
прежней системы — лицензирования, они ощущали себя всего лишь безучастнвыми
наблюдателями происходящего на строительном рынке.

Помимо образования СРО в строительстве к началу
2011 года планируется переход к подобным отношениям также и в ряде других сфер —
ЖКХ, пожарной безопасности, в некоторых областях энергетического, юридического и
финансового рынков.

Внедрение таких законов в российскую действительность связано с тем, что за
последние годы в сфере регулирования рынка со стороны государства было выявлено
множество недочётов и проблем, которые на протяжении довольно долгого периода не
удавалось решить. Препятствовали их решению и излишний бюрократизм, и чрезмерный
контроль за деятельностью малых предприятий со стороны государственных органов,
а порой      и коррупция. Но при этом наличие чрезмерного контроля со стороны
государства зачастую лишь препятствовало работе фирм вместо того, чтобы в
действительности способствовать выявлению нарушений. Недобросовестным фирмам
всё равно удавалось осуществлять свою деятельность. Примером тому многочисленные
истории с сотнями обманутых участников долевого строительства. И в игоге всё
равно именно государству пришлось отвечать за последствия их неправовой
деятельности.

С другой стороны новый закон повлиял на неспособность многих строительных
компаний вступить в СРО по причине непосильного для них размера вступительного
взноса, который составляет в ряде случаев до пятисот тысяч рублей. Особенно эта
проблема коснулась малого и среднего предпринимательства. Для её ослабления было
принято решение снизить размер вступительного взноса для организаций с небольшим
числом участников и невысокими оборотами. Но вопрос этот до сих пор остаётся
открытым.

Другой проблемой являются многочисленные коммерческие СРО, которые далеко не
всегда соблюдают букву закона. Более того, многие из них прежде являлись
некоммерческими партнёрствами, но были запрещены за нарушение правил. Своим
существованием подобные организации дискредитируют сам принцип системы
саморегулирования. Такие фирмы в большинстве своём имеют целью только
зарабатывание денег и они не несут никакой ответственности за результаты своей
деятельности. Поэтому государству приходится всё-таки пока что вмешиваться в
деятельность как коммерческих, так и некоммерческих партнёрств.