CОЗРЕВАНИЕ и Пубертатный Период

СозреваниеЛюбой ребенок по мере взросления проходит через крупные физические, эмоциональные, социальные перемены и приспосабливается к ним. Наиболее очевидными примерами будут: физическое развитие, развитие чувства пола и формирование планов на будущее. Некоторые дети проходят метаморфозу быстро, для других она затягивается до 20 лет и дольше. Окончательным созреванием можно назвать момент, когда человек становится способным на самостоятельные действия и может сам преодолевать внутренние и внешние проблемы.

Созревание заканчивается взрослением, но когда оно начинается? Часто неясно разграничение между созреванием и пубертатом. Пубертатный период описывается как время, за которое тело ребенка приобретает характеристики взрослого; созревание же можно обозначить как период, когда человек развивается психологически, эмоционально и социально. Для большинства детей пубертатный период начинается между 8 и 13 годами для девочек и между 9 и 14 годами для мальчиков. Период созревания можно отсчитывать от второго года после начала пубертата как результат эмоциональных последствий физических и внешних социальных изменений ( окончание младших классов).

Наибольшие трудности поджидают тех мальчиков и девочек, которые слишком быстро, или наоборот — медленно. На долю этих детей приходятся тяжелые испытания, влияющие на чувство самоуважения и социальную адаптацию. Даже опытные и понимающие родители не могут застраховать их от мучительного переживания собственного созревания. Родители не должны игнорировать или принижать значение этого широко распространенного несчастья; дети как всегда продолжают нуждаться в их любви и доверительном отношении.

Скорость изменений, вызываемых пубертатным скачком, зачастую может ужасать родителей. За короткое время, иногда в течении года или двух, ребенок вырастает на 15 — 16 сантиметров, приобретает взрослые формы и начинает разговаривать более низким голосом.

Для большинства девочек эти изменения начинаются между 8 и 13 годами. У них появляются признаки развития и увеличения молочных желез, возрастает активность яичников, начинается рост волос на лобке. В течении нескольких лет ускоряется физическое развитие и рост, начинаются менструации. Некоторые девочки завершают этот период еще до 13 лет, у других он тянется до 18. У большинства мальчиков пубертатный период начинается на 1 — 2 года позже чем у девочек. Первыми его признаками являются удлинение полового члена и потемнение кожи мошонки. Затем в течении 2 — 6 лет увеличиваются половые органы, начинают расти волосы на лобке, ускоряется рост. Во время пубертатного периода как у мальчиков, так и у девочек понижается тембр голоса и увеличивается рост волос на теле. Гормональные изменения приводят и к некоторым побочным явлениям: к увеличению выделения кожного сала, появлению юношеских угрей и избыточному потоотделению.
Созревание проходит через следующие стадии.

РАННИЙ ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ: ОТ ДЕСЯТИ ДО ТРИНАДЦАТИ ЛЕТ.

Важной эмоциональной задачей ребенка в этом возрасте является поиск и проявление самостоятельности и попытки отдаления от родителей. Ввиду того что его друзья проходят через тот же процесс, большинство детей обращаются за поддержкой и советом друг к другу. Формируются группы сверстников, обычно состоящие из подростков одного пола, так как первые неуклюжие проявления притяжения между девочками и мальчиками мешают появлению дружбы. Некоторые подростки к тому же переживают » крах » при попытках играть роль взрослого в такой ситуации.
С точки зрения логики, ребенок не может утвердить собственную индивидуальность, пока не научится осознавать свою принадлежность к семье. Входя в соприкосновение со взглядами родителей, дети обязательно проверяют на прочность хотя бы некоторые из них. Иногда эта проба принимает характер открытого конфликта. Но , как правило, она проходит менее заметно, воплощаясь в развитии скрытности или духа противоречия. Многие дети испытывают смешаные чувства: они проверяют степень своей независимости и одновременно стремятся к поддержке и одобрению своей семьи. Создающееся противоречие трудно осознать, еще труднее высказать и обсуждать. Взгляд на этот процесс, как на простую » пробу сил» , был бы явным упрощением чувсв ребенка и его трудного продвижения в поиске осознания своей индивидуальности.

Простое поддразнивание подростка, касающееся изменений его тела, может спровоцировать у него болезненные переживания собственной неполноценности. В этом возрасте у детей обострено восприятие всего, что как-то касается их тела, особенно
отрицательных характеристик таких, как избыточный вес, потливость, запах, нежелаемый рост волос, угри. Кстати, почти все дети не удовлетворены степенью своего развития; им кажется, что они физически недостаточно зрелы или их созревание
слишком ускоренно. Многие подростки боятся, что они никогда не достигнут зрелости или будут чересчур медленно взрослеть, в то время как их сверстники развиваются быстрее.

В попытке справиться с беспокойством и страхами, связанными с физиологическим развитием, подростки экспериментируют со своим внешним видом, используя оригинальные прически или одежду. Это внимание к своей внешности обычно, так как оно
основано на ошибочном представлении, что взгляды всех вокруг устремлены именно на него. Даже адекватная поддержка со стороны родителей может вызвать обратный эффект: подросток начнет шаблонно повторять моду своих сверстников.
Фактически любые комментарии относительно внешнего вида ребенка могут спровоцировать всплеск возмущения.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ: ОТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ДО ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ

В этот период основное занятие ребенка — поиск формы проявления своего сексуального самосознания. Дети разбираются в своих сексуальных ощущениях, продолжая терзаться по поводу внешнего вида. Родителей удивляет обычно, что специалисты по развитию ребенка так много внимания уделяют половому вопросу; родственникам сложно понять, насколько для подростка велико значение постижения нормальных половых чувств и то, как сложно это для ребенка. Вообще общество отказывается признать силу сексуальных эмоций подростка, и он продолжает запутываться, по мере попыток в них разобраться. Еще более усложняет сценарий игра в свидания, которая вырабатывает ложную систему выбора интересных партнеров. Некоторые девочки и мальчики часто рассматриваются как желаемые объекты встреч, другие же отвергаются. Это в большинстве случаев препятствует развитию действительно дружеских отношений. Подростка начинают захватывать сильные сексуально окрашенные переживания и, в некоторых случаях, чувство любви.

Сексуальные эмоции проявляют себя не только в виде свиданий или прямого сексуального поведения. Для подростков обычным является проявление агрессивности. Со стороны родителей наиболее правильно было бы начать открытое, взрослое обсуждение того, что происходит в частной жизни их ребенка и выяснение его интересов. Честное обращение родителей к собственному опыту поможет сблизить позиции при подобном обсуждении. Также может оказаться полезным обращение к книгам и курсам по эффективной педагогике и другим пособиям по открытому общению между родителями и детьми.

Конечно, сексуальность не является единственной областью столкновения интересов подростка и его окружения. В этом возрасте продолжается становление индивидуальности перед лицом давления группы или отдельных лиц. Подросток вынужден приспосабливаться к запросам сверстников, родителей, учителей и других авторитетов и параллельно вырабатывать собственную систему ценностей.

ФИНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ: СЕМНАДЦАТЬ И СТАРШЕ

Разграничение финального периода созревания и раннего периода зрелости очень субъективно. Он может быть описан как период, в течении которого юноша начинает использовать собственную систему ценностей и особенности личности в качестве основы для разрешения внутренних и внешних проблем. В любом обществе ребенок считается взрослым, когда другие взрослыепризнают его самостоятельным и ответственным человеком.

По окончании школы, начиная высшее образование или работу, сыновья и дочери обычно переходят к самостоятельной жизни. Этот процесс очень деликатен как для детей, так и для родителей. Почти повзрослев, ребенок нуждается во все большей независимости, но все еще чувствует узы родного дома. Родители, со своей стороны, страстно желают успехов своим детям на пути к следующему уровню независимости и одновременно стараются оказать им помощь при выборе того или иного варианта поведения. И тем, и другим нужно разобраться в своих противоречивых чувствах и мирно разойтись в стороны. Болезненные чувства будут проявляться, поэтому и родителям, и детям важно помнить, что чем теплее их отношения, тем меньше возникает поводов для неприятностей.

Для большинства молодых людей окончание школы приносит чувство облегчения, Ограничения и давление со стороны сверстников родителей и других взрослых начинают ослабевать. Для многих подростков обретение свободы становиться поводом для экспериментирования; например, многие молодые люди именно в этот период приобретают первый опыт интимных половых отношений. Для других свобода означает прежде всего возможность выражения собственного мнения. Вообще молодые люди являются, наверное, наиболее принципиально и продуктивно мыслящими членами общества, и некоторые из них стремяться немедленно воплотить свои принципы в жизнь.

Поскольку юноши научились противостоять мнению группы, проблемы физических недостатков уходят в прошлое, и формируемые вновь отношения становятся менее эгоцентричными и более полными. Многие молодые люди влюбляются. Влюбленность в возрасте около 20 лет в прошлом часто влекла за собой женидьбу. Но особенности современного общества, его большая сексуальная свобода, борьба за равенство женщин, экономическое положение, при котором большинство женщин вынуждено работать, привели к тому что брак перестал быть обязательным следствием влюбленности.
Для многих современных молодых людей отказ от брака не означает отказа от интимных отношений. Многие пары живут вместе по многим причинам,включая проверку на совместимость и силу чувств, или откладывая заключение брачного союза до момента достижения финансового благополучия.В этот период, даже не одобряя поведение детей, родители мало что могут сделать.

Они должны быть достаточно мудры, чтобы не пытаться давать советы, если их не просят. Однако, приведя какой — нибудь пример и не особо его навязывая, родители могут однажды с удивлением обнаружить, что их бунтовавший прежде ребенок прислушивается к их мнению. С другой стороны, молодые люди не часто спрашивают совета у своих родителей. Достигнув независимости, многие из них строят жесткую систему ценностей, причем часто вырабатывают довольно прямолинейные мнения, особенно это касается отвергаемых предметов, классифицируемых как «неправильные «. Другое мнение встречается с возмущением и нетерпимостью. Такие взгляды, как это не парадоксально, отражают снижение независимого творческого потенциала. Однако, в большинстве случаев, взгляды молодых людей начинают смягчаться, особенно в случаях, когда они понимают обоснованность других точек зрения. Опыт обучения в школе или колледже может как усилить непримиримость позиции, так и ослабить ее.

Максимально может повлиять на жестокость жизненной позиции ни что иное, как стремление пробиться в жизни. Для некоторых молодых людей поиск наилучшей работы может превратиться в повод для серьезного кризиса. Если подросток оценивает свою жизнь с точки зрения сексуальности, то юноше свойственно самовыражение через карьеру. Первый крупный и не самый легкий выбор состоит в том, чтобы решить — высшее образование или работа. Родители в этот момент могут подавить его чувство независимости, принимая ответственность за решение на себя и подталкивая юношу к выбору конкретного учебного заведения или определенной профессии. Свободный обмен мнениями может в данном случае помочь найти взаимно удовлетворяющее решение.