Мозговой штурм (оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических) был когда-то одним из самых популярных инструментов менеджмента. Но в последнее время руководители компаний все чаще отказываются от его применения. Причина — в снижении его эффективности. На самом же деле хорошо управляемый брейншторминг — это легко, забавно и продуктивно. Единственное условие — соблюдение его правил. Несколько популярных ошибок могут легко превратить мозговой штурм в рутинную и совершенно не результативную процедуру.
Отсутствие ясных целей
Такой мозговой штурм быстро запутается и заглохнет. Так ставьте цели правильно. Лучше всего выражать цель как вопрос. Кроме того, формулировка не должна быть слишком общей, иначе цель становится неопределенной. Сравните: «Как нам добиться успеха?» или «Как нам повысить продажи в следующем месяце?». Но и слишком детализировать вопрос не стоит, иначе «штурмовикам» не останется путей для размышления. Как только цель сформулирована, пропишите ее на видном месте, чтобы она постоянно напоминала о себе и обсуждения не уводили участников в сторону.
Опять же, не стоит «мусолить» одну и ту же проблему долгое время. «На этот вопрос мы рассчитываем потратить 10 минут и выдать 30 идей» — тогда вы получите 4-5 действительно стоящих.
Неправильно сформированная группа
Если все участники — работники одного отдела, вы рискуете получить групповое мышление (groupthink), характеризующееся безаальтернативностью решений, сдерживанием идей, самоцензурой, отсутствием запасных вариантов. Отбирайте группу тщательнее. Не стоит набирать слишком большую, лучше всего — 6-12 человек, большой группой трудно управлять и фиксировать все варианты. Обязательно разбавляйте группу несколькими неспециалистами, людьми, далекими от обсуждаемой темы — они имеют независимый взгляд и являются генераторами неожиданных «дурацких» идей. Неожиданные миксы работают: мужчины и женщины, старые и молодые, опытные и новички.
Босс — помощник
Не помещайте начальника, тем более властного, в брейнсторм-группу. Он будет приостанавливать и направлять обсуждение. Если присутствие босса не избежать, лучше приставить независимого помошника — того, кто помешает ему доминировать. В некоторых методиках есть советы проводить совещания сидя на полу или при свечах — это помогает уравнивать группу. Самый худший вариант — руководитель отдела, являющийся одновременно и ведущим, и цензором штурма.
Одна из самых главных ошибок современного мозгового штурма — текущая критика и приостановка обсуждения. Как гласит одно из правил штурма: «Высказывай любые, даже самые абсурдные идеи». Любая идея, какой бы безумной она ни казалась, должна быть немедленно зафиксирована. Это настолько важное правило, что требует особой строгости — ведь в активизации творческой активности и поиске неожиданных решений и заключается смысл брейншторминга.
Анализ малого числа идей
Еще одна ошибка — получив парочку идей, вы останавливаетесь. Увеличивайте количество. Потратьте больше времени на генерирование идей, а не на их обработку. Мозговой штурм — одна из тех категорий, где известный принцип действует наоборот — количество заменяет качество. Как у Дарвина — заселите Землю как можно большим числом видов, чтобы в результате естественного отбора остались самые лучшие. Кроме того, насыщенность обсуждения абсурдными идеями не должна вас смущать — они заражают азартом и часто являются трамплином для других, хитовых идей.
Неправильное закрытие штурма
Часто говорят о проблеме «разогрева» участников штурма, но правильно его завершить — не менее важно. Обязательно проанализируйте все идеи — без их продолжения, их результатов всем очень скоро надоест в этом участвовать. Лучше всего заведите три колонки: «Применить», «Интересно» и «Не стоит» — и распределяйте на общем обсуждении все идеи. И тут же внедряйте колонку «Применить», иначе в следующий раз идеи не будут предлагать так рьяно.
Записывая, анализируя и систематизируя идеи, вы можете прийти к неожиданным и интересным комбинациям. Можно отбирать идеи принципом голосования — отметить только пять идей, показавшихся интересными.
Поблагодарите и отметьте каждого за их вклад. Выделите несколько идей, не обязательно самых эффективных — самые безумные и неожиданные тоже должны поощряться.
При правильном управлении мозговой штурм на сто процентов выполняет свою задачу — активизировать, мотивировать людей, а значит, повышать эффективность и придавать привычным методам ведения деловой политики новизну.
Фото: oylerdp