Между 5 и 12 годами физическое развитие замедляется, но психика ребенка продолжает развиваться быстро. Школьники учатся уравновешивать свои потребности и желания с требованиями общества, при этом их собственное физическое, моральное, социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие может вводить их в заблуждение. Перед детьми встают как внутренние, так и внешние проблемы. Достижение чувства самоуважения или с помощью особых знаний в некоторых областях, или с помощью агрессии и других способов подавления окружающих. Поиски создания устойчивого само-уважения и позитивной самооценки неизбежно влекут некоторое разочарование и появление болезненных переживаний. Стремления двух школьников достичь самоутверждения часто сталкиваются, и в результате один ребенок, подавляя другого, достигает чувства превосходства. Во многих случаях некоторые дети, пусть даже достигшие успехов в отдельных областях,
выглядят более слабыми в других — и становятся здесь » козлами отпущения «. Часто это особенно заметно в спортивном зале, где к таким детям приклеиваются клички » бревно » или » тормоз «. Временами чувство незащищенности овладевает любым ребенком, и он может начать дразнить одноклассников больше обычного или, наоборот, может жаловаться родителям на то,
что его никто не любит. Ребенок, избегая опастности отвержения, может добиваться признания у сверстников даже ценой потери индивидуальности. Он обнаруживает существование новых взрослых ролей: учителей, тренерои и др. Дети также учатся примирять разные системы взглядов и начинают понимать, что сомнения и компромиссы не являются признаками слабости.
Следуя по пути получения родительской похвалы, школьник создает себе определенную нишу, добиваясь уважения, а подчас и ревности братьев и сестер. Ребенок начинает добиваться независимости, проверяя наложенные на него ограничения; в старших классах это стремление проявляется в курении, использовании жаргона и нарушении мелких, а иногда и основных
правил. Школьники начинают лучше понимать особенности своего тела и организма, например с помощью игры в доктора рассматривая и касаясь тела сверстников. Учатся дети и справляться со страхами, такими как боязнь ошибиться, боязнь потерять контроль над телом или разумом, а также боязнь потери контроля над крайне сильными побуждениями — гневом,
стремлением к чувственному контакту, к вниманию и похвале. У ребенка развивается понимание правильного и неправильного.
По мере решения этих задач, у школьника развиваются навыки познания окружающего его мира:
— способность к концентрации и удержанию внимания при выполнении длительной монотонной работы;
— понимание причинно-следственных связей;
— развитие долговременной и кратковременной памяти;
— способность к анализу сложных ситуаций и обобщениям, необходимым для будущих действий;
— развитие речи, требующее совершенствования физических и психических навыков и сравнимое с умением ходить по своему значению для формирования самоуважения;
— умение читать, писать, считать.
Достижения в этих областях позволяют ребенку устанавливать свои собственные задачи и добиваться успеха в их решении. Если ребенок испытывает трудности более чем в одном из выше перечисленных навыков и не может компенсировать неудачу в одном успехом в других — он рискует потерять положительную самооценку.
Очень важно родителям понимать, что их необычно агрессивный, неуспевающий в школе или отверженный сверстниками ребенок не является лентяем и хулиганом. Скорее всего, он просто плохо подготовлен к встрече с новыми трудностями по внутренним или внешним причинам. Правда, то же самое можно сказать и о любом ребенке школьного возраста. Возникающие сложности родители
должны обсуждать с учителями, врачом.
Школа несет необходимые обществу функции обучения детей и приобщения их к правилам общественной жизни, но многие школы традиционно придают особое значение единообразию и конформизму в поведении детей. Свойственные ребенку индивидуальные способности и талант или не замечаются совсем, или недостаточно поощряются. Именно родителям надлежит исправлять эту ошибку школьной системы. Они могут поощрять одаренности своего ребенка во внешкольное время.
Последние годы СМИ пестрят шокирующими подробностями о «дедовщине» в армии. Не склонен защищать и опровергать эту информацию: в семье не без урода. Но хочу привести несколько наблюдений, опровергающих, что «дедовщина» только в армии.
1) Голуби клюют хлеб, который вынесли жильцы дома. Прилетает наглый голубь, разгоняет всех, никого не подпускает и сам «правит бал». И ни один из голубей гичего не может сделать.
2) Собралась свора собак (около 6) в центре города, увидели чужую собаку, погнались за ней, та нашла убежище только под стоящей легковушкой. Свора окружила машину со всех сторон, но достать не смогли. Достали бы, растерзали. Один на один в этой жизни не проходит.
3) Был у сыновей одноклассник, самый маленький в классе. Мама у него ездила за товаром «челноком» и часто привозила ему жевательную резинку, в те годы — большая редкость. Этот мальчик купил «дружбу» нескольких более крупных одноклассников, сколотил их в команду, которую сам и возглавил и натравливал эту «свору» на других одноклассников. Обращаю внимание, что всё это происходило в начальных классах. Неужели вы думаете, что с годами что-то изменится в поведении таких несостоявшихся детей. Дешевый авторитет на жвачке и подачках а дальше больше…
Эти примеры можно приводить бесконечно. Можете понаблюдать за игрой детей в песочнице во дворе или в детском саду, сами найдёте подтверждение моим наблюдениям.
А вы знаете, что практически все разгильдяи (злостные нарушители воинской дисциплины за время срочной службы в армии) после ухода на дембель, идут устраиваться в …. милицию, чтобы, под прикрытием Закона, качать свои права и быть защищёнными от наказания. Не все в милиции такие, но «отморозков» хватает. Привожу этот пример из своей службы, т.к. после увольнения таких «отличников СА» приходили запросы из УВД на то, чтобы выслали на них служебные характеристики…
Может быть не совсем в тему статьи, но это тоже варианты становления личности.