Прошел год, как были установлены три кирпичных столба для калитки и ворот, и сейчас уже можно сделать выводы о целесообразности использования данного метода для продолжения строительства забора.
Больше всего меня интересовало, как поведут себя столбы в зимнее время, не поведет ли их вследствие пучения грунта. Измерения проводились в период наступления морозов до полного оттаивания грунта весной. У всех столбиков сохранялось устойчивое вертикальное положение. Я не могу судить о глубине промерзания грунта, но в зимнее время столбик термометра опускался до -34 градусов, а грунт у столбов оставался открытым всю зиму, т.к. автомобильная дорожка освобождалась от снега.
Но, прежде чем рассказать о строительстве кирпичных столбов для забора, несколько слов о структуре грунта на месте строящегося забора.
Верхний плодородный слой 20-25 см, далее идет плотная сухая глина, на глубине 100-110 см начинается каменистый грунт (у нас его называют лапником). Грунтовые воды, если они вообще в этом месте имеются, находятся на большой глубине.
После выполнения разметки копалась яма для столба глубиной до 90 см.
В центре ямы забивалась б/у стальная труба диаметром 50 мм и длиной 200 см.
Затем на забитую в землю трубу надевалась асбестоцементная труба, устанавливалась по уровню вертикально, и яма заполнялась бетоном.
Через 2-3 суток выполнялась кладка кирпичного столба.
Когда один из рядов кирпичной кладки достигал вершины трубы, делался перерыв, чтобы заполнить бетоном внутреннюю полость трубы во избежание попадания воды и замерзания ее в зимнее время.
Кроме того, бетон связывал трубы — асбестоцементную и металлическую — в монолитную конструкцию.
После этого продолжалась кладка оставшихся рядов и оголовника столба.
Вот и все. Готов еще один столб для будущего забора.
А почему в кладку не заложили куски арматуры, к которым потом привариваются пролеты забора?
Пролеты будут деревянными. О креплении таких пролетов я напишу позднее.