Откровенно о сокровенном или зримая манифестация
первопричины всего сущего.
Являясь поклонником творчества «индусского Кастанеды» Роберта Свободы, я поместил на сайте выдержку из его книги «Кундалини» о практике «Кханда-Манда-Йога», которая отражает мой подход к тренировке. Как оказалось, в русскоязычной среде слово из этого названия, (как и слово «Мандала») вызывает совершенно иные ассоциации. От своего веб-мастера я с удивлением узнал, что среди запросов поисковых систем, по которым посетители приходят на сайт, в числе самых популярных, постоянно присутствует слово «МАНДА».
Тут-то меня озарило: очевидно, что одной из сияющих граней миссии моего нынешнего воплощения, является задача пролить свет здоровой тантры в порнографические дебри Интернета. Иначе говоря: «Ударим здоровой тантрой по нездоровым извращениям!»
ВВЕДЕНИЕ: Исторические корни.
ЙОНИМАНДАЛА: Священный камень, по форме напоминающий йони. Находится в пещере Манобхавагуха на горе Нила в Ассаме (часть Камакхъя-питхи). В Йонимандале пребывает богиня Камакхъя: это своего рода axis mundi, или центр Вселенной. В «Йогини-тантре» сказано, что пещера соединена с подземным миром отверстием «шириной в двенадцать пальцев». Здесь можно наблюдать, как богиня (или Земля) менструирует. Это событие индийцы празднуют в месяце ассаре. Из трещины в камне струится красная опьяняющая жидкость. Шактисты и тантристы считают эту жидкость священной: «Всякий, кто отведает ее, вырвется из цепи перерождений». Анализы показали, что в жидкости содержится незначительное количество красных солей мышьяка. Это и есть менструальная кровь Великой Матери.
ЙОНИ-ПИТХА: Питха, посвященная культу йони и содержащая ее изображение. Йони-питxu упоминаются уже в «Махабхарате». Одна из них находилась на востоке, в кгорах восходящего солнца», другая — «у самых гор Удьянта, где раздается мелодичная музыка… Там расположена знаменитая Йонидвара. Добравшись туда, вырвешься из цепи перерождений». Под «Йонидварой» («дверью йони»), возможно, подразумевается Пурна-питха («восточная йони-питха») или сама Камакхъя-питха.
ЙОНИ-ПУДЖА: Ритуальное поклонение йони в символической (скульптура, алтарь, картина и т.д.) или натуральной форме. Включает в себя сосредоточение, медитацию и визуализацию объекта, поклонения. В некоторых тантрических текстах йони-пуджу называют бхогояджей (ср. Бхага). Тантристы утверждают, что полного освобождения ума можно достичь лишь с помощью созерцательного сосредоточения на йони. В «Йони-тантре» говорится, что главная цель йони-пуджи — ритуальное создание жидкости, которую называют йонитаттвой, а в отдельных случаях — йонипушпой. Йони-пуджа считается чрезвычайно важным ритуалом: caдхака, участвующий в ней, освобождается от др. обязанностей.
В ряде случаев йони-пуджа завершается майтхуной. Участники майтхуны курят гашиш и пьют вино, а йони и лингам намазываются красной пастой из сандалового дерева. После полового акта две трети любовных соков смешивают с вином и выпивают, а одну треть сливают в аргху и приносят в жертву богине. «Йони-тантра» утверждает, что в йони-пудже непременно должны участвовать менструирующие женщины. Аналогичные взгляды отстаивали некоторые гностические секты.
МАЙТХУНА:
(Символическое описание майтхуны из «Брихадараньяка-упанишады»)
«Половой орган женщины — это цветок Лотоса, океан Блаженства, Это прозрачное место, откуда может взойти Просветленное Мышление. Когда цветок Лотоса соединяется с мужским половым органом — Скипетром, от их союза образуется Эликсир, подобный смеси мирры и мускатного ореха. Их соитие порождает знание, объясняющее природу всех вещей».
(«Калачакра-тантра»)
В тантризме: ритуальный половой акт. Наиболее важная из пяти макар. Входит в панъчамакару и ритуалы панъчататтвы. Сначала партнеры принимают душ (желательно холодный), натирают тело маслом и массажируют друг друга. Затем они совершают упражнения на растяжку и расслабление мышц, иногда танцуют. На следующем этапе оба партнера садятся, как правило, в падмасану, женщина — справа от мужчины (в вамачаре — слева). Оба совершают несложную медитацию и настраивают солнечно-лунное дыхание. После этого наступает очередь собственно майтхуны. Вначале участники ритуала поклоняются женскому принципу — Шакти. Женщина садится на подушку, а мужчина поклонятеся ей, негромко читая мантры. Внешнее поклонение сопровождается визуализацией: партнеры представляют себе энергию кундалини, дремлющую в основании позвоночника. С этого момента каждый из них забывает о своей индивидуальности; мужчина отождествляет себя с Шивой, а женщина отождествляет себя с Шакти. Мужчина совершает ньясу над телом своей партнерши, начиная с правой стороны. Притрагивась к ее эрогенным зонам, он наполняет их энергией и возбуждением. Женщина воображает себя «живой богиней» и «драгоценным тиглем»; она глубоко дышит и раскачивается взад и вперед, пытаясь разбудить кундалини. Мужчина натирает ее тело благовониями, мысленно повторяя древнюю формулу: «Женщина — это костер. Сексуальная энергия — это топливо; ее йони — пламя; волосы на лобке — дым; проникновение — жертвоприношение; сладостные ощущения — искры. На этом костре боги приносят в жертву свое семя. Из этой жертвы возникли все существа». Мужчина произносит мантру ОМ АХ ХУМ и украшает женщину цветами и гирляндами. Затем женщина садится слева от мужчины и начинает возбуждать его, поклоняясь его лингаму, словно Лингаму бога Шивы — Верховного Йога. Она играет роль посвящающей в секс. На следующем этапе партнеры могут заняться любовью, сидя или лежа.
Асаны, используемые в ходе майтхуны, практически идентичны сексуальным позам, описанным в классических учебниках любви — «Ананга-ранге» и «Кама-сутре». Участники ритуала стараются продлить половой акт как можно дольше, пользуясь различными способами задержания семяизвержения. Мужчина и женщина активно обмениваются сексуальными энергиями. Ритуальный половой акт может служить целям физического исцеления, разрешения личных проблем или полного освобождения. Если мужчина в конце майтхуны совершает эякуляцию, он должен задержать свой лингам на некоторое время в йони, впитывая в себя женские любовные соки. Если мужчина хочет задержать эякуляцию, он должен мысленно произнести биджа-мантру СВАХА (или ОМ СВАХА) и коснуться макушки головы партнерши или ее переносицы. Обычно длительный половой акт включает в себя аупариштаку. способствующую обмену энергиями и жидкостями.
Майтхуна проводится, как правило, на 5-й или 8-й день после менструации, в полнолуние или солнцестояние. Наиболее благоприятным временем для медитаций и сексуальных ритуалов считается промежуток с 12-ти до 2-х часов ночи.
Майтхуна является основой того, что называют йони-пуджей, — церемониального поклонения матке или женским гениталиям. Автор «Йони-тантры» считает эту церемонию столь важной, что рекомендует воздержаться от любых других видов поклонения. Более того, в этом тексте сказано о том, что без совершения йони-пуджи истинное освобождение недостижимо. Одним из самых популярных мотивов мифологии тантр и пуран является история о помешательстве Шивы после смерти своей божественной супруги. В безумном танце он скитался по земле, возложив себе на плечи тело покойной. Безумная поступь Шивы грозила разрушением Вселенной, и другие боги были вынуждены вмешаться. Вишну одну за другой отрубал части тела Шакти. Там, где они падали, возникали мощные силовые поля, впоследствии ставшие местами поклонения и паломничества. Гениталии богини упали в Ассаме, близ селения Камакхья. В святилише, посвященном Дэви, отсутствует ее рукотворный образ, но верующие поклоняются богине в расселине скалы, форма которой напоминает йони. Расселина постоянно увлажнена пещерными водами, которые богаты окисью железа и в июле-августе становятся красными.
МАКАРА
(«Маханырвана-тантра»)
Пять основных элементов большого тантрического ритуала — панъчамакары или панъча-таттвы. Считается, что макары были введены Вашистхой, который заимствовал их у китайцев или тибетцев. Названия всех макар начинаются с буквы М и поэтому их часто называют пятью «М»:
малья | вино (или др. спиртные напитки) | ОГОНЬ | Очищение органов чувств |
мамса | мясо (как правило, говядина) | ВОЗДУХ | Контроль за звуками |
матсья | рыба | ВОДА | Контроль за дыханием |
мудра | хлебные вафли | ЗЕМЛЯ | Отрешенность |
майтхуна | половой акт | ЭФИР | Контроль за сексуальными энергиями |
Пять макар иногда получают символическое истолкование:
Мадья — это «лунная амброзия» (сомадхара), которая капает с тысячелепесткового лотоса на верхушке головы (брахмарандхры). «Истинный йог всегда пьет божественный нектар Луны и становится беспечальным, всегда опьяненный этой небесной энергией».
Мамса — это язык, функцией которого является речь. «Поедая» или «заглатывая» его с помощью кхечари-мудры, йог становится способным пить божественный нектар, истекающий из брахманрадхры.
Матсья — это две рыбы, плавающие в реках Джамуна и Сарасвати. т.е. в каналах ида и пингала. Это «лунный» и «солнечный» токи внутри тела. Выполняя пранаяму, садхака «поедает» этих «рыб» с помощью кумбхаки (задержки дыхания), т.е. занимается кундалини-йогой.
Мудра, (по-бенгальск., бхаджа) — это знание Высшего Духа, пребывающего в сахасрара-чакре.
Майтхуна — это единение Шакти-Кундалини с Шивой в теле садхаки. Оно достигается методами кундалини-йоги. Йог, достигший такого единения, обладает высшим знанием Абсолюта и наслаждается невыразимым блаженством. Он становится атмарамой.
Тантры предупреждают об опасности злоупотребления пятью макарами. Неумеренное питье вина делает человека неспособным к поклонению. Люди, не способные контролировать свои чувства, должны заменять мадью (вино) молоком, медом и т.п.; мамсу (мясо) — имбирем, солью, кунжутом, пшеницей, чесноком и т.п.; вместо майтхуны они должны поклоняться «лотосным стопам» Великой Богини.
У некоторых сект (например, у школ вамачара и кула) основными считаются только 3 макары: мадья, мудра и майтхуна, причем основное значение придается майтхуне. Члены секты дакшиначара заменяют традиционные макары более «безобидными» (с кармической точки зрения) продуктами: вместо вина — мед, коровье или кокосовое молоко; вместо мяса — чеснок, редис или имбирь; вместо рыбы — буйволовое или овечье молоко; вместо мудры — рис, а вместо полового акта — печеные фрукты и побеги или цветы карави (символизируют лингам) и апараджита (символизируют йони).
Далеее вашему вниманию предлагается блок информации, состоящий из трёх частей:
- Психоэнергетическое изображение, созерцание которого поднимает… много чего: настроение, жизненный тонус, творческий потенциал и др.
- Стихотворный текст, пронизанный светом Шакти (энергии созидания) и тантрической терминологией.
- Комментарии из книги «Энциклопедия Тантры».