К чему ведут самоограничения?

Все религиозные конфессии, как и многие методики духовного развития, имеют целый ряд ограничительных норм и правил, которые предписывают человеку выполнение каких-либо четко определенных физических действий и, наоборот, ограничивают его в совершении иных поступков, а порой даже предписывают направления и характер мыслей. Давайте разберемся в обоснованности и необходимости такого подхода.

Вся наша жизнедеятельность всегда напрямую связана с получением наслаждений.

То есть, основа нашей материи — это желание получать. Оно движет нами, бросая из стороны в сторону на протяжении всей жизни. И, что интересно, — наличие желания и отсутствие его наполнения ощущаются нами как страдание. Это выражается как прямая зависимость: большее стремление к наслаждению вызывает большее страдание при отсутствии его наполнения и, соответственно, большее наслаждение при получении желаемого. Так, начиная от небольших недостатков наполнения, которые заставляют нас кушать, дышать, спать, мы переходим к недостаткам следующих уровней, которые требуют уважения от общества, значимости в глазах окружения, власти над себе подобными.

Затем мы достигаем уровня, когда хотим познать мир вокруг себя, и начинаем тянуться к научным знаниям. И уже после всех этих поисков, наполнений, опустошений и снова поисков к нам неизбежно приходит самое главное и сильное стремление: познать смысл своего существования, тяга к духовному.

На первый взгляд кажется, что не все наши желания, при отсутствии наполнения, способны вызывать в нас чувство страдания.

Представьте себе любое из них и проведите несложный эксперимент: не давайте этому желанию ничего (не есть, не дышать, не спать и т.д.) и, со временем, оно начнет усиливаться (не качественно, а «вширь», по мощности), и вы сможете ощутить как раз те страдания, которые вынудят вас наполниться. Этот пример позволяет уже на таком примитивном уровне обнаружить четкую зависимость человека от его желаний. При желаниях более высоких и сложных эта зависимость хоть и не столь очевидна, однако, безусловно, сохраняется.

Есть еще одно интересное свойство наших желаний и их наполнений. Как только мы наполняем желание, — мы аннулируем, уничтожаем его. Проделаем простой эксперимент: немного хочется пить, — терпим (пока, допустим, больше хочется лежать), со временем начинаем хотеть пить так сильно, что, несмотря ни на что, приходим к источнику воды и начинаем наполнять себя ею.

По мере наполнения постепенно аннулируется и потребность (все меньше и меньше желание). И, выпив достаточное количество воды, мы уже не можем вместить в себя больше (не то, что физически не можем, просто этого недостатка в нас больше нет) и становимся настолько равнодушны, что даже не думаем больше о ней (до следующего возникновения потребности). А если попробуем сверх необходимости наполняться, почувствуем отторжение от уже нежелательного наполнителя (в нашем эксперименте — воды). На таком же принципе построены все наши материальные желания в этом мире.

Из приведенного становится понятно, что наш двигатель — это желания, приводящие в действие мыслительную деятельность, а за ней и все остальное функционирование.

Только вот у всех нас они различны и по направлению, и по силе, и по качеству. И этот набор желаний каждого человека сформирован в каждом генетикой, социумом и меняется в процессе жизни по своей (для каждого — индивидуальной) программе. И эта программа продвигается вперед по цепочке реализации недостатков одних и возникновения новых.

Это и есть развитие человека и человечества, накопление ими опыта.

А теперь давайте разберемся, к чему может привести самоограничение? К остановке естественного развития человека, предписанного ему его природой, и к накоплению нереализованных желаний, вызывающих постоянное давление со стороны предполагаемого наполнения. Сегодня уже просто необходимо понять бессмысленность нашего противоборства совершенной природе, как на неживом, растительном, животном, так и на человеческом уровнях.

Многие скажут: «Ну и к чему привело нас наше естественное развитие сегодня?» Верно, ни к чему хорошему. Но этот факт должен стать отправной точкой в поиске правильного и гармоничного использования своей природы.

Именно использования, ведь наши желания нельзя «законсервировать», потому что они постоянно и неизбежно растут. И, заталкивая их в банку всевозможных самоограничений, мы только отложим их реализацию и, когда уже не будет больше сил у человечества сдерживать свои желания,- они вырвутся со страшной силой. И мы, в принципе, получим тот же результат, но в виде неожиданного мощнейшего удара. Хотя, кто знает, может быть, чем в более негативное состояние мы попадем, и чем скорее это произойдет, тем раньше мы начнем искать иное, противоположное направление развития в поиске путей объединения между людьми над всеми разобщающими желаниями нашего мира.

Как говорил Мао Цзэдун: «Чем хуже, тем лучше».