Каждый ребенок — индивидуальность. Тонкое взаимодействие с природой, наследственная предрасположенность, воспитание, влияние окружения делают каждого ребенка уникальным. Но несмотря на это, все дети в процессе роста и развития проходят, в общем, один путь с определенным набором общих особенностей. Информация о тех или иных достижениях ребенка одновременно и волнует родителей, и успокаивает их. Оценивать ее нужно крайне осторожно,так как все дети по тем или иным признакам отличаются от некоего идеального теоретического «среднего уровня». Оставаясь здоровым, ребенок в чем-то может превышать стандарты роста и развития, а в чем-то и отставать. Молодым родителям свойственно меньше беспокоится о «нормальных» показателях и концентрировать свое внимание на сильных или слабых сторонах своего ребенка. Поощряя детей развивать сильные стороны, родители могут этим помочь скомпенсировать или преодолеть слабые.
Чем руководствоваться жестким стандартом, правильнее думать о нормальном диапазоне, с которым и следует сравнивать развитие ребенка в соответствии с его возрастом. Осознание нормы как диапазона позволяет большинству родителей спокойно наблюдать за достижениями, или неудачами своего ребенка, если они укладываются в нормальные рамки значений параметров детей того же возраста. Родители, заметившие, что развитие их ребенка имеет значительные отклонения от этого диапазона, могут вовремя поднять тревогу.
Рост может определить как процесс, в котором ребенок увеличивается в размерах и становиться более зрелым; развитие же — это становление новых качеств физической и психологической сфер. Различие между ростом и развитием в большей степени умозрительно, чем осязаемо на практике, поскольку эти процессы в жизни тесно переплетаются. Таблицы и графики не могут считаться надежным критерием для определения уровня развития ребенка. Фактически, при взрослении некоторые уникальные характеристики становятся более выраженными, и к ним становится трудно применить «средние показатели». Надеемся что следующие обобщенные наблюдения помогут родителям контролировать физическое и умственное развитие своих детей.