4 стадии изучения

Какова структура изучения? Существует ли общий для всех процесс получения знаний? И если так, можем ли мы использовать знание этой структуры, чтобы повлиять на наше обучение?

Статья «» на сайте  описывает простую модель изучения, которая состоит из четырех уровней, которые мы проходим, усваивая что-то новое: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность, и бессознательная компетентность.

1. Бессознательная некомпетентность

Вы не в курсе, что вы чего-то не знаете. Вы не осведомлены о своем невежестве. Вы не догадываетесь, что вообще существует такая область знаний. Есть множество вещей, о которых вы не знаете и, вероятно, никогда не узнаете. Представьте, что вы никогда не видели синий цвет и никогда не слышали даже упоминания о нем. Но при этом он существует.

Когда вы были маленькими, родители, вероятно, оставляли вас в машине, но вам никогда не приходило в голову сесть за руль и начать движение, потому что вы были беснательно некомпетентны в вождении.

2. Сознательная некомпетентность

Вы в курсе, что вы чего-то не знаете. Вы осведомлены о своем невежестве. Вы понимаете, что ваши знания об определенном предмете находятся на низком уровне.

Представьте, например, человека, который хочет избавиться от лишнего веса. Он имеет поверхостные знания, но ему не хватает полезной информации: он не знает какие, упражнения необходимы для разминки или как составить план тренировки.

Возьмем тот же пример с автомобилем. Вы знаете, что машиной можно управлять с помощью руля и тормозов, но не знаете как.

3. Сознательная компетентность

Вы в курсе, что вы чего-то не знаете. Вы изучаете это осознанно. Посредством сознательных усилий и последовательных действий, вы получаете желаемый результат — определенные знания.

Например, вы находитесь на сознательном уровне компетентности, когда учитесь водить автомобиль, это требует от вас полного внимания. Обе ваши руки находяться на руле, глаза устремлены на дорогу, тело напряжено, вы сосредоточены на получении новых знаний и в итоге получаете их.

4. Бессознательная компетентность

Вы не в курсе, что вы чего-то знаете. Иногда вы действуете не задумываясь, как будто на автопилоте. Это происходит оттого, что некоторые действия повторяются вами настолько часто, что вы начинаете выполнять их автоматически. Большинство ваших ежедневных действий, вы совершаете на уровне подсознания: чистите зубы, ходите, завязываете ботинки. Все это выполняется вами за пределами вашего понимания.

Вы водите автомобиль именно на бессознательном уровне компетентности. Попробуйте подробно вспомнить дорогу с работы домой. Врядли у вас это получиться. Вождение автомобиля происходит, скорее, на бессознательном уровне, автоматически.

Точки преткновения

На каждом уровне изучения существуют свои точки преткновения, которые могут блокировать ваш рост:

На уровне бессознательной некомпетентности главные препятствия — ограниченность и жизненная рутина. Думая, что знаете уже достаточно, вы не стремитесь узнать еще больше. Проблема заключается в том, что вы можете пропустить новую или перспективу, способную расширить ваши взгляды на мир. Если вы позволите рутине однообразия захватить вас, вы потеряете стимул узнавать что-то новое. Величайший источник новых идей и знаний — книги. Читайте больше. Старайтесь, чтобы это была разностороняя литература.

Препятствие, ожидающее на уровне сознательной некомпетентности — перегрузка знаниями. Вы можете отлично знать теорию, но абсолютно не разбираться в практике. Если полученные знания никак не повлияли на ваши действия, вы ничего не изучили, вы просто накопили информацию. Не забывайте о практике. 1 час действий равен 10 часам интеллектуальной работы.

Сознательная компетентность — переходный уровень. Вы тратите массу времени и усилий, чтобы довести изучаемое до автоматического. Однако если у вас есть проблемы с постоянством, вы легко можете вернуться на уровень сознательной некомпетентности. Чтобы избежать этого составьте план практических и теоретических занятий и четко следуйте ему. Это поможет вам достичь уровня бессознательной компетентности.

Проблемы, возникающие на уровне бессознательной компетентности, связанны обычно с нежелательными действиями, которые становятся автоматическими. Или вы развиваете вредные привычки в сознательной стадии компетентности, или, что еще хуже, эти привычки неконтролируемы вами. Одна из таких привычек — переедание, когда вы едите слишком много, не задумываясь при этом о последствиях. Выход заключается в том, чтобы сделать автоматическим новое, вместо нежелаемого. Вернитесь на уровень сознательной некомпетентности и сделайте так, чтобы ваши привычки были полезны для вас.

4 стадии изучения: 3 комментария

  1. Владимир

    В принципе, какой-то применимой пользы «на сейчас» нет. Просто нужно знать. И понимать когда эта самая компетентность в чем-то переход в следующую стадию.

Обсуждение закрыто.