Все твердолобые, мужественные и жесткие руководители с тягой к авторитарному стилю управления похожи друг на друга. Это один и тот же набор одних и тех черт характера. Они высокомерны, вспыльчивы и авторитетны. Они не слишком заботятся о благополучии окружающих, о том, чтобы им все доверяли и они всем нравились. Не осознают того огромного влияния, которое оказывают на окружающих. И крепко держат все в своих руках.
Общаться с такими людьми — не самое приятное занятие. Но в то же самое время они могут стать и примером для подражания в отдельных случаях. В чем? Хотя бы в том, что их поведение последовательно, они всегда придерживаются только той линии, которую сами выбрали. Это те самые люди, которые, будучи душой компании и примером для всех, восходя на руководящие должности, сразу оказываются внезапно крайне неприятными людьми.
Уроки жизни от «плохих» боссов
Самый первый и очевидный урок — боссы всегда последовательны в своем самодурстве. Их поведение не подчиняется никаким обстоятельствам, на него невозможно повлиять извне. Какой бы это ни был начальник — ленивый, деятельный, самоуверенный — он может быть примером хотя бы в одном: в том, что выбранная им линия поведения — единственно верная.
И еще семь уроков, извлеченных из общения с нашими начальниками:
- Проанализируй, сколько усилий приходится применять боссу, чтобы колесо проекта завертелось, чтобы он был направлен в нужное, успешное, по мнению руководства, русло. Управление на малых этапах, проверка всех составляющих; и на каждом уровне — горы того бесполезного разглагольствования и бреда, который предоставляют в качестве оправдания подчиненные, вместо ого, чтобы просто доложить фактическую обстановку.
- Заметьте, как другие реагируют на них; вспомните, когда сами добьетесь успеха, насколько люди становятся искусными в подрывании их усилий по достижению результата. И даже когда им ничего не говорят в открытую, вы-то знаете, насколько изобретательны бывают люди в изыскании скрытых способов саботажа.
- Пронаблюдайте, как отражается поведение босса на доверии клиентов. Здесь два пути — глупые решения, которые босс самодовольно доводит до конца, ведут к тому, что компания теряет важного клиента; но может быт и так, что босс до конца защищает неординарное решение проблемы, предложенное отделом, ведет его до конца через недоверие и предсказания провала и зарабатывает неукоснительное доверие клиентов.
- Как отражается его авторитарный стиль на вашей мотивации? Почувствуйте грань, за которой постоянный контроль и муштра изменяют мотивацию в угнетение. Но обратите внимание и на то, как работает отдел во главе с мягким, демократичным боссом.
- Излишнее упрямство. Вспомните, как часто проваливались проекты из-за того, что чересчур самодовольный руководитель отказался вовремя сменить курс и оставить неудачно выбранный путь.
- Не торопитесь, приписывая боссам все земные блага. Вы уверены, что то, чего он достиг, действительно его устраивает?
- Посмотрите, как ваши боссы воспринимаются теми, кто выше их. Удается ли вашему руководству использовать слабые стороны управления, или же это одна и та же игра, и те, кто становится не нужен, тут же сбрасываются со счетов.
Конечно, это еще далеко не полный список уроков, что вы можете извлечь из поведения плохих боссов. Самое главное — наши самоуверенные боссы не признают своих ошибок, и не могут учиться на этих ошибках. Но вы-то можете.
Фото: Tati Viana
У плохого босса можно многому научиться, но лучше этого не делать и сменить босса