«Сегодня ни для кого уже не секрет, что психологическое консультирование в Интернете бурно развивается. Несмотря на то, что очень многие специалисты пока не уверены в возможности обеспечить качественную, профессиональную и эффективную психологическую помощь через сеть», — такими словами я начинала свой доклад на психологической конференции в 2008 году. Сегодня на дворе 2013, а мне кажется, что почти ничего не изменилось. Во всяком случае, среди подавляющего большинства практикующих психологов.
Причины скепсиса вполне понятны – в Интернете у психолога пока нет одного из самых главных составляющих успешной работы. Мы не можем видеть клиента, и, соответственно, не можем учитывать невербальные проявления во время консультации. Даже в случае консультирования с помощью видеоконференций есть ряд нюансов, которые часто не позволяют провести полноценную консультацию и приравнять такой вид работы к личной встрече.
И что самое главное – многие психологи как огня боятся технических моментов организации. А порой и не знают, как адаптировать свои методы работы с клиентом через Интернет.
Правда жизни такова: все методы, которые вы используете у себя в кабинете — не годятся для работы в Интернет. Их обязательно нужно адаптировать. Как? Это тема для отдельного разговора и специального обучения.
Но, несмотря на все эти сложности, очень многие специалисты уже практикуют в Интернете на свой страх и риск. И я хочу рассказать о формах, возможностях и ограничениях психологического консультирования и проведения тренингов в Интернете.
Заранее договоримся о том, что мы не будем касаться деталей консультирования различных направлений в психологическом консультировании и психотерапии. Здесь я коснусь только основной структуры и основных компонентов работы психолога в Интернете.
Прежде, чем мы начнем рассматривать собственно формы работы, хочу сказать, что абсолютно любая их рассмотренных ниже форм может быть как платной, так и бесплатной. И если полноценная психологическая помощь должна быть оплачена, то бесплатный вариант служит исключительно для саморекламы, и я бы не стала считать его полноценной профессиональной помощью.
Но отказываться полностью от бесплатных услуг тоже нельзя. Потому что именно из бесплатных услуг, размещенных на вашем сайте и складывается то «портфолио», ознакомившись с которым потенциальный клиент может принять решение о серии платных консультаций или о длительной психотерапии.
Любая из форм работы, о которых мы сейчас будем говорить, может быть как платной,
Консультации по электронной почте
Первым и самым простым способом консультирования в сети являются письма. Такая форма работы существовала и раньше, функционируя с помощью обыкновенной почты.
Но с появлением почты электронной процедура значительно ускорилась, что и способствовало значительному развитию данной области консультирования. Данная форма работы дает возможность и психологу и клиенту тщательно обдумывать и формулировать свои мысли.
С одной стороны – это хорошо, поскольку дает возможность клиенту уже в процессе написания письма разложить для себя по полочкам и структурировать свою проблему, избавиться от эмоционального напряжения и частично понять самостоятельно, что с ним происходит.
Психологу это также удобно, так как не привязывает его к конкретному времени консультации и дает возможность не торопясь и вдумчиво написать ответ, перечитать его – исправить недочеты и т.д.
Но, с другой стороны, та же самая возможность оказывает и отрицательный эффект – теряется спонтанность клиента и все его мысли и ощущения предстают в письме как бы слегка «причесанными» либо приукрашенными.
Поэтому я бы рекомендовала использовать этот способ исключительно в качестве вспомогательного (или для первого контакта с клиентом, получения информации о проблеме и ознакомления с условиями консультирования).
Аудио консультации
Этот вид работы представляет собой типичные консультации по телефону, но с помощью компьютера, подключенного к Интернету и дополнительно оснащенного наушниками с микрофоном. Т.е. для консультирования вы входите в специальную программу, к примеру Skype, и можете свободно разговаривать.
Основное удобство состоит в том, что клиент может находиться в любой точке земного шара и такой телефонный звонок будет бесплатным – оплачивается только подключение к Интернету.
Видео консультации
Данный вид работы максимально приближен к работе психолога в реальной жизни и осуществляется с помощью той же программы — Skype. Помимо высокоскоростного подключения к Интернету требуется веб-камера как у психолога, так и у клиента.
Тренинги в режиме реального времени
Помимо всех вышеперечисленных форм индивидуальной работы с клиентом в Интернет существует возможность и проведения групповых тренингов. Сегодня для этого используется формат конференции (т.н. вебинар) – когда участники группы
могут слушать и видеть тренера, выполнять упражнения и давать обратную связь в
реальном времени. На сегодня – это один из самых востребованных и популярных видов работы.
Одним из вариантов группового тренинга может быть коучинговая группа – когда для участников организуется доступ к закрытой зоне сайта, где выкладываются материалы тренинга и происходит обсуждение проделанной работы.
Подводя итоги ко всему сказанному, хочу сказать, что Интернет представляет собой очень быстро меняющуюся и бурно развивающуюся среду. Поэтому информация устаревает и становится бесполезной с катастрофической скоростью.
Я только частично коснулась каждой из форм работы – о каждой из них можно говорить гораздо более подробно и каждая из них может использоваться как отдельно, так и в комплексе с остальными. В рамках проекта «Psychological Competence» мы проводим специальное обучение для психологов, где подробно рассказываем о преимуществах той или иной формы работы, а также помогаем освоить технологию продвижения психологических услуг через Интернет.
Главный вывод состоит в том, что уже несколько лет назад профессиональная психологическая помощь через Интернет из области эксперимента и хаоса уверенно переходит в достаточно качественную услугу и будет востребована все больше и больше.
И если не начать разбираться в технических моментах и не застолбить за собой свою нишу в сейчас, то очень скоро там будет достаточно высокая конкуренция. А поскольку количество пользователей Интернета и их технические возможности также многократно возрастут – то в самое ближайшее время многим из этих пользователей понадобится помощь психолога. И обращаться они будут к тем, кто работает качественно, профессионально и с помощью самых высоких технологий и программного обеспечения.
Для того, чтобы завтра быть среди этих востребованных специалистов, нужно уже сегодня начать прилагать усилия к созданию своей частной практики в Интернете, где клиентом может стать любой житель земного шара.
Яна Лан, психолог, главный редактор Psychological Competence
http://psycompetence.net