Теоретические основы планирования одного тренировочного занятия, тренировочных микро-, мезо- и макроциклов

Исходным пунктом для составления тренировочного плана является ожидаемый тренировочный эффект (ТЭ). В нашем случае — улучшение показателей локальной выносливости спортсменов в ЦВС. Улучшения локальной выносливости (также как и других компонентов физической подготовленности) можно добиться, решив три задачи:

1) целесообразно подобрав средства и методы воздействия на генетический аппарат соответствующих морфоструктур организма (т.е. стимулировав синтез определенного вида и-РНК);

2) обеспечив оптимальные условия для протекания процессов синтеза органелл клеток, подвергшихся тренировочному, воздействию за время восстановления;

3) обеспечив оптимальные последовательность и уровень развития мышечных компонентов, определяющих локальную выносливость применительно к выбранной соревновательной дистанции.

Первая задача решается путем планирования тренировочного занятия, вторая — организацией отдыха и планированием микро и мезоциклов, третья — макроциклов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОДНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Как определено ранее, основными морфоструктурами, которые должны подвергаться воздействию с целью развития локальной выносливости, являются:
— структурные и сократительные элементы мышц;
— капилляры и митохондриальный аппарат;
— ферментативные комплексы КФК-реакции и гликолиза.
По каким правилам должно строиться тренировочное занятие (далее, для краткости – тренировка) для обеспечения высокого тренировочного эффекта, направленного на синтез указанных органелл мышечных клеток и капилляров мышц?
В наиболее общем виде основным правилом является: обеспечение максимальных стимулов для синтеза и-РНК соответствующего типа при минимальном повреждении структурных и сократительных элементов и исчерпании углеводных запасов мышц, а именно создание оптимальных условий для развертывания анаболических (ассимиляционных) процессов при минимизации катаболического эффекта.
Ускоренный синтез и-РНК обеспечивается адекватными стимулами, воздействующими на генетический аппарат. Можно ожидать, что количество молекул и-РНК будет пропорционально длительности действия стимула. В нашем случае — длительности выполнения упражнений определенной направленности. Ограничителями длительности тренировки являются, повреждения элементов мышц за счет действия механических [Friden J. и др., 1983, Armstrong, 1991; Еston R.G. и др., 1994; или химических [Пшенникова М.Г. 1986; Мoreau D. и др.. 1995] факторов; исчерпание запасов гликогена в мышцах [Westerblad Н. и др., 1991; Kiens В. и др., 1993); «центральное» утомление, связанное с ЦНС, ССС или нейроэндокринной системой и др. По мере продолжения тренировки степень проявления «повреждающих» факторов увеличивается, достигая максимума в конце занятия в связи с повреждением клеточных мембран со стороны свободных радикалов [Пшенникова М.Г., 1986], деградации адениннуклеотидов, снижением запасов гликогена, «накоплением» повреждений в структурных и сократительных белках, утомлением нервной системы и ухудшением координации и др.
Существуют представления, что, для того чтобы получить высокий анаболический эффект (т.е. сильно стимулировать синтез и-РНК и белков), необходимо довести спортсмена до высокой степени утомления. В общем случае это верно, так как утомление часто связано с разрушение клеточных структур, что сильно интенсифицирует синтетические процессы. Особенно выраженный эффект (пролиферация и гипертрофия ядер МВ, содержание, в них ДНК) удается получить, например, при высокоинтенсивной электростимуляционной тренировке [Cabric M. И др., 1988], приводящей к интенсивным послетренировочным мышечным болям. Однако разрушение – не единственный стимул синтетических процессов, которые в этом случае носят компенсаторный характер. Вторым и наиболее важным для спортивной тренировки стимулом является создание таких условий в мышечных клетках, которые ускоряли бы приспособительные (адаптационные) синтетические процессы, лежащие в основе развития физических способностей. Причем создание таких условий совершенно необязательно должно сопровождаться выраженным повреждением морфоструктур мышц.
Таким образом, при выборе средств и методов тренировки очень важно четко представлять, какие из упражнений несут в себе высокий катаболический потенциал (они будут стимулировать синтез, но компенсаторный), а какие не только разрушают, но и способствуют развитию мышц, то есть реализуют цель физической тренировки.
Этот вопрос для теории и методики спортивной тренировки является наиважнейшим, и в тоже время он практически не разработан.
В настоящее время есть основания предполагать, что наиболее высоким катаболическим эффектом, при минимальном анаболическом, будут обладать скоростно-силовые упражнения, в которых в явном виде присутствует уступающий режим работы мышц, т.е. когда мышцы насильно растягиваются с высокой скоростью. «Классический» пример — спрыгивания «в глубину» и бег под гору, а также прыжки и быстрые приседания со штангой или другими отягощениями, резкие маховые движения при «развитии гибкости», любые прыжковые и спринтерские упражнения или даже просто беговые нагрузки в большом объеме, если проводятся спортсменами, у которых специальной предварительной тренировкой ОДА не подготовлен к такому характеру работы. Повреждение мышц легко диагностируется по появлению послетренировочных мышечных болей и снижению силы этих мышц.
Второй вид таких упражнений — это те, при которых достигается глубокое локальное и «глобальное» «закислен