За последнее десятилетие российский сектор Интернета перенял множество опробованных в зарубежной практике служб и превратился в универсальную коммуникационную сеть. Сегодня зарабатывать деньги и тратить их можно не выходя из дома.
Хочешь купить новый компьютер — закажи в онлайновом магазине и получи с доставкой на дом. Нужна какая-нибудь механизированная железка, вроде газонокосилки, найдешь и её. Присматриваешь дачу — можешь заглянуть на сайт торговцев недвижимостью и выбрать подходящий вариант. В Интернете можно купить все — телевизор, телефон, утюг. Можно купить демократичные колонки или дорогую плазменную панель.
Однако в обыденной жизни покупать аппаратуру или перечисленные товары приходится не каждый день. Зато хлеб, молоко и колбасу приобретать приходится ежедневно. Телевизор-то может и подождать, а вот завтракать и ужинать нужно каждый день.
Но вот парадокс — на долю товаров первой необходимости, продовольственных и непродовольственных, приходится не более 8 процентов всех онлайновых продаж. Выходит, что мы экономим там, где экономия меньше всего ощущается — на свободном времени. На приобретение продовольственных товаров мы тратим от получаса до часа в день — заходя по дороге со службы в супермаркет, набирая одну и ту же корзину привычных продуктов и выстаивая очередь к кассе. При этом делаем это вынужденно и без особого удовольствия. Поход в супермаркет к шопингу вряд ли отнесешь. Скорее уж к повседневной повинности.
Особенности национальной еды
В крупных городах, прежде всего, в обеих столицах и городах-миллионниках, уже работают онлайновые магазины продовольственных товаров. Их немного (что, собственно, и удивляет). И большинство из них работает по неким иным принципам, нежели магазины электроники и бытовой техники. Во всяком случае из формулы, превращающей приобретение товаров через Интернет в выгодное предприятие, почти всегда исключается скидка. Если тот же телевизор или компьютер в Интернете можно купить существенно дешевле, чем в обычном магазине, то продовольственные товары за редким исключением обходятся дороже.
Получается, что выгода покупателя заключается лишь в экономии времени. Но давайте прикинем, стоит ли овчинка выделки в принципе.
Ежедневно нам нужно купить — перечень товаров очень приблизительный — пакет кефира, пакет молока, батон хлеба, упаковку пельменей, бутылку воды, килограмм фруктов, пачку печенья и, допустим, пару банок газированного напитка. Все это укладывается в 500 рублей (плюс-минус сотня). На выбор товара и ожидание расчета у кассы мы тратим минут 30-40 в день. Ну, пусть час. Причем, по дороге домой — то есть расходуем свое свободное время, цена которого весьма условна (поскольку в это время мы ничего не зарабатываем и, по сути, отдыхаем, разминаемся после утомительного рабочего дня).
Доставка товара в типичном интернет-магазине Москвы, торгующем продовольствием, стоит 300 рублей. При этом некоторых товаров вы в этом магазине не найдете — скоропортящихся и замороженных продуктов, вроде пельменей или мороженного. А доставка осуществляется не в удобное для вас время, а по договоренности. То есть — когда свободен транспорт доставки, когда не слишком много заказов, когда есть попутная доставка в ваш район и так далее. И если магазин обещает доставку в течение двух часов, то это может быть и десять минут, и час пятьдесят девять… Пришли домой в 19 часов, готовить ужин начнете в 21 час. За 10 долларов, которые требуют за такую доставку. Не слишком ли дорого?
Кому все-таки выгодно покупать продовольствие в Интернет-магазине? Большим семьям, для которых десять бутылок «Кока-колы» — что слону дробина, а пятикилограммовый мешок стирального порошка — на пару постирушек. А еще — любителям затаривать холодильник и кладовые на месяц вперед и не обращать при этом внимания на цену товара. И… все? Но большие семьи обычно не столь достаточны. Многодетной семье приходится считать каждую копейку — таковы уж российские реалии. А набивать холодильник заморозкой не особенно здравая идея — при нынешнем изобилии любого продовольствия.
Виды услуг
Но все же торговля продтоварами через Интернет живет, хотя и не особенно процветает. Наиболее стабильны (за счет доходности обычных магазинов) мощные сетевые системы, вроде «Седьмого континента», которые содержат собственные службы доставки. Через Интернет в этих магазинах товары приобретают, в основном, постоянные покупатели, которые знают, что они получат в результате. Служба доставки платная — при сумме покупки до 1499 рублей придется выложить 300 рублей за доставку. Но начиная с суммы в 1499 рублей и выше доставка осуществляется бесплатно.
Однако и в этих системах, которые могут позволить себе онлайновую торговлю любым товаром из своего ассортимента (поскольку оснащены складами, холодильниками и специальным транспортом), есть существенные ограничения. Договорившись с оператором о доставке товара, вы получите его не ранее, чем через 6 часов после заказа. То есть об ужине придется думать еще на работе. А об оперативной доставке (скажем, в течение 20 минут) приходится лишь мечтать.
Промежуточный вариант — онлайновые системы с собственными торговыми помещениями, вроде «Утконоса». Московский «Утконос» (эта система работает не только в столице, но и в Московской области) построен по обратному сетевым супермаркетам принципу. Это хорошо организованная служба доставки с сетью небольших магазинов, в которых «в оффлайне», явочным порядком, можно купить товары первой необходимости. То есть, если нужна какая-то мелочь, ее не обязательно заказывать — можно зайти в магазин и купить, попутно оформив заказ на что-то «габаритное» с доставкой. Но основной упор сделан именно на заказ через Интернет. Небольшие магазины сети расположены во всех районах Москвы, что упрощает доставку заказов — товар не придется перевозить через весь город.
Это, пожалуй, наиболее эффективная и наиболее выгодная для покупателя система онлайновой торговли продтоварами. Розничные цены в «Утконосе» на большинство товаров ниже, чем в обычных супермаркетах (иногда экономия весьма существенна). Доставка не бесплатная, но относительно доступная — 149 рублей днем и 49 рублей ночью (с 2 часов до 6), вне зависимости от суммы заказа (заметим — минимальная сумма заказа не ограничивается). Причем, эта стоимость относится и к Москве, и к области. Выгодно? Да, конечно — если речь не идет о совсем небольшом заказе, например, на сумму менее 500 рублей. В противном случае 149 рублей за доставку — с учетом низкой стоимости товара — выглядят вполне приемлемыми издержками.
Третий тип онлайновых продовольственных магазинов — это службы доставки товара «в чистом виде». Они либо не владеют складами продукции вообще, либо эти склады очень небольшие, не оборудованы холодильниками и помещениями для хранения овощей и фруктов. Скоропортящимися товарами эти магазины не торгуют. В ценниках трудно найти товар по более выгодным, чем в обычных магазинах, ценам. Что ни возьми, все дороже.
Стоимость доставки довольно «кусачая». А именно — от 150, до 300 рублей при стоимости заказа до 2 тысяч рублей. Больше 2 тысяч — товар доставляется бесплатно. Пример такой службы — магазин онлайновой торговли «ОноВамНаДом.ру».
Безотносительно к вышеназванному магазину можно предположить, что заказанный товар при подобной форме обслуживания оперативно закупается у оптовиков (пример — в системе «Метро»), а в его стоимость включена дополнительная маржа, которая со стоимостью доставки и составляет доход предприятия.
Пока наиболее выгодными для покупателя остаются системы типа «Утконоса» (собственно, одна система, других столь развитых и предлагающих привлекательные ценники, обнаружить не удалось).
Что дальше
Почему у нас нет системы четвертого типа — той, что работает в Америке и в Европе? А именно — доставка на дом из ближайшего продовольственного магазина? Заказ через Интернет или по телефону , доставка — курьером. Стоимость доставки минимальна, а то и сведена к нулю, поскольку это инструмент борьбы за постоянного покупателя и способ выживания для небольших магазинов в конкурентной борьбе с мощными сетевыми супермаркетами.
Дело, конечно, в отношении к прибыльности предприятия. 2-3 процента для нас не прибыль, а баловство. Нам подавать 25 процентов. Или 50. Или сразу 100.
Не практикуется у нас и быстрая курьерская доставка товара с заказом через Интернет из ближайшего книжного магазина — хотя, здесь, как говориться, «сам бог велел». Нет курьерских служб (за редким исключением) у магазинов канцелярских или хозяйственных товаров. Почему? Система же работает, да еще как работает! Попробуйте, к примеру, заказать на дом… пиццу. И вы получите ее горячей, за считанные минуты и, практически, по той же цене, что и в пиццерии.
Думается, будущее все-таки за онлайновыми магазинами — как за разветвленными, мощными, так и за совсем небольшими. Каждый из них займет свою нишу, каждому достанется место под солнцем. И, как обычно это происходит, сливки достанутся самым смелым и предприимчивым. А мы, покупатели, избавимся от давней проблемы купить к завтраку батон свежего хлеба и пакет молока.
Автор: Николай Надеждин
Источник: