Личностный рост и саморазвитие.
Я не стану пересказывать принципы и техники тайм-менеджмента. На эту тему есть сотни книг и десятки обучающих курсов онлайн. К слову, рекомендую начать с бестселлера Глеба Архангельского «Тайм-драйв: как успевать жить и работать» и любой книги Брайана Трейси.
Сегодня я побуду критиком: расскажу о мифах тайм-менеджмента и о том, почему система работает не для всех и не всегда. И, конечно, поделюсь парой приемов ТМ, которые эффективны лично для меня. Правда, в слегка адаптированном виде.
Итак, тайм-менеджмент что это, и почему он не универсален.
Что это такое?
Если в двух словах, то смысл тайм-менеджмента в грамотном управлении своим временем для повышения личной эффективности. Ведь время нельзя накопить, положить на депозит или взять в кредит как в фильме In Time. И у миллионера, и у нищего из индийских трущоб 24 часа в сутках и примерно 60-70 лет жизни.
Как все успеть? И выжать максимум из этого до обидного скудного ресурса? Тайм-менеджмент в помощь!
Кому нужна система ТМ? Если коротко, то — всем!
- Для детей
Я искренне сочувствую современным детям. Родители загружают их под завязку: лицей с углубленным изучением французского, тренировки по футболу, репетитор по математике и занятия с хореографом. А ведь есть еще друзья-товарищи, компьютерные игры и ВКонтакте с YouTube.
С 18 лет график дня забит еще плотнее: учеба, работа, дополнительные курсы и бурная личная жизнь. А в сутках по-прежнему несчастных 24 часа.
- Для женщин: молодых мам и домохозяек-перфекционисток
Тут все тоже печально. В первый год после рождения ребенка (особенно, первенца) мамы с трудом выкраивают время на душ и чистку зубов. А если хочется еще и в люди иногда выйти, прилично выглядеть и даже чуть-чуть поработать?
Домохозяйки-перфекционистки – особая категория. Поклонницы бесплатной системы Fly Lady для мам обязаны вести активную общественную жизнь, выглядеть на «пять с плюсом», поддерживать идеальный порядок в доме и контролировать мужа и детей. Кстати, именно домохозяйки-перфекционистки загружают детей на 120% и предъявляют к ним завышенные требования.
Анекдот в тему: «В аду для перфекционистов нет адского пламени. Там просто котлы со щербинками. Которые стоят чуть-чуть криво».
- Для наемных работников и предпринимателей
Работающим мужчинам и женщинам тоже живется несладко.
Чтобы построить успешную карьеру (или раскрутить бизнес), нужно быть лучше других: коллег по работе или конкурентов. А значит — прилагать больше сил, постоянно расти и вкалывать по 12-16 часов в сутки.
А куда впихнуть домашние дела, друзей и любимых, спорт и сон?
Сегодня термин «успешный» ассоциируется со словами «активный, энергичный и вечно занятый». И тайм-менеджмент помогает поддерживать бешеный темп жизни без вреда для психики и здоровья. Об этом отлично пишет Дэн С. Кеннеди в книге «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль».
Надеюсь, я убедил Вас, что тайм-менеджмент – нужная и полезная штука? Тогда переходим к мифам.
Мифы о тайм-менеджменте
Миф №1. Тайм-менеджмент сводится к записям дел на каждый день в ежедневнике
Если бы все было так просто. По-настоящему внедрить систему тайм-менеджмента в свою жизнь сложно. Нужно искать свои «фишки», заставлять, уговаривать и мотивировать.
Кого? Самого себя, разумеется.
А еще придется многому учиться: формулировать цели, расставлять приоритеты, планировать, анализировать и контролировать.
В общем, записи в ежедневнике – это примерно 10% настоящего тайм-менеджмента.
Миф №2. Тайм-менеджмент сделает меня успешным и богатым
Логика мифа понятна: все успешные люди умеют делать 1000 дел в день, оставаясь при этом энергичными оптимистами. В свободное от зарабатывания миллионов время, они успевают сделать маникюр и укладку, проплыть в бассейне 5 км и почитать детям книжку на ночь.
На самом деле высокая организованность – лишь одно из необходимых качеств успешного человека. Да, тот, кто умеет управлять своим временем, эффективен и востребован на рынке труда. Но виртуозное владение приемами тайм-менеджмента еще не гарантирует успех.
Миф №3. Инструментов много не бывает
К сожалению, еще как бывает! Я лично знаю девушку, которая на работу с инструментами ТМ тратит столько же времени и сил, что и на основные обязанности.
Мое мнение: фишки и приемы тайм-менеджмента лучше тестировать по очереди. И опытным путем выбрать самые эффективные лично для Вас.
Миф №4. Управление временем превращает людей в роботов
Тайм-менеджмент не заставляет жить по жесткому расписанию, где шаг влево – шаг вправо подобен смерти. В первую очередь, Вы делаете это для собственного удобства.
Пример из жизни. Мой друг купил крошечную однокомнатную квартиру: без балкона и без кладовой. В шкафу в прихожей он хранит свою обувь на все сезоны в одинаковых картонных коробках.
Знаете, как выглядит поиск нужной пары? Гора из коробок вываливается на пол в прихожей. Каждая из них по очереди открывается. По закону подлости нужные туфли оказываются в последней по счету.
Однажды я стал свидетелем этого экстремального квеста. И спросил: «Ты же купил недавно в комнату огромный шкаф-купе с антресолями? Почему бы тебе не подписать коробки с обувью и не поставить их туда? Открыл шкаф – и сразу видно, что где лежит».
Никогда не забуду его выражение лица.
Тайм-менеджмент работает примерно так же. Вы четко видите, какие дела, и на каких «полках» у Вас находятся. И не тратите силы и нервы на лишние телодвижения. Согласитесь, «каша» в голове мешает жить всем. И здорово тормозит движение вперед.
Миф №5. Тайм-менеджмент – это безумно скучно и отнимает кучу времени
На самом деле тайм-менеджмент – это десятки абсолютно разных инструментов.
Кто-то записывает дела в ежедневник. Кто-то скачивает на смартфон симпатичное приложение. Кто-то расклеивает по квартире цветные стикеры. Кто-то использует наглядные Канбан доски. Это я перечислил только инструменты учета времени. И то, далеко не все.
А ведь еще есть куча упражнений, экзотические способы постановки целей и расстановки приоритетов и многое-многое другое: от «съешь лягушку» до «швейцарского сыра».
Примерно половина приемов ТМ напоминает детскую игру. А по времени тайм-менеджмент отнимает не больше 15-20 минут в день.
Ну, а если Вы относите себя к свободолюбивым личностям, которым тесно в жестких рамках, устраивайте себе «разгрузочные» от тайм-менеджмента дни. Раз в неделю или в месяц делайте что угодно и сколько угодно. Без таймера, ежедневника и напоминалок.
Мои любимые приемы тайм-менеджмента
«Заболев» предметом тайм-менеджмент, я перепробовал десятки систем и техник, упражнений и заданий. И большая часть из них мне категорически не подошли! Но парочка фишек и приемов благополучно «прижились». Я использую их постоянно и на автомате. Не факт, что я выбрал самые эффективные. Зато даю гарантию, что они работают. Может, какие-то из них пригодятся и Вам.
«Колесо жизни»
Я веду параллельно сразу несколько бизнес-проектов. А так как я человек увлекающийся – то ныряю в работу с головой, начисто забыв о других сферах жизни. «Колесо жизни» отлично борется с работоголизмом и заставляет уделять внимание и другим важным вещам.
Как это работает для меня?
«Колесо жизни» делит сферу наших жизненных интересов на восемь секторов:
- Призвание (работа, бизнес, карьера, социальный статус)
- Обеспеченность (условия жизни, расходы и доходы)
- Здоровье (внешний вид, самочувствие, физическая активность, питание, сон, настроение)
- Отношения (семья, дружба, любовь, общение)
- Самосовершенствование (личностный рост, обучение, работа над собой)
- Яркость жизни (развлечения, путешествия, отдых, хобби)
- Духовность (творчество, искусство)
- Окружение (коллеги, соседи, родственники)
В идеале мы должны регулярно уделять время каждому из этих аспектов. Причем, плюс-минус в равной пропорции: по 12,5% времени и сил на сектор.
Но я решил, что откорректирую систему под себя. Ведь «не мы для тайм-менеджмента, а тайм-менеджмент для нас».
Как ни крути, но львиную долю в моем графике все равно занимают первые два пункта. И когда я составляю план на день, неделю или месяц, большую часть времени отвожу под бизнес-проекты и работу.
В чем же тогда польза «Колеса жизни»? В том, что я смотрю на него – и выкраиваю время на такие вещи как занятия спортом, поездку в Таиланд, встречу с друзьями, поход на концерт, курс массажа, покупку здоровой еды и полноценный сон.
Каюсь, пункты «духовность» и «окружение» у меня закрываются по остаточному принципу. Ну, будет над чем поработать на пенсии.
«Переключение»
Гуру тайм-менеджмента любят писать о том, что многозадачность отнимает кучу сил и энергии. И не стоит слишком часто переключаться с одного типа заданий на другие.
Я долго пытался следовать рекомендации «не смешивать». Получалось у меня, мягко говоря, не всегда. Если проект захватывал целиком (или серьезно поджимали сроки), я мог заниматься одним и тем же часами и сутками.
Но, к сожалению, это не работало для остального: несрочного, малознакомого или, наоборот, слишком рутинного. Через какое-то время (как правило, через два-три часа) моя продуктивность резко падала.
Я запрещал себе заниматься чем-то другим. И тут же начинал откровенно отлынивать от работы, выдумывая срочные дела (навести порядок на письменном столе или выпить пятую чашку кофе). Вместо роста продуктивности по факту я получал ее спад.
Но мне повезло. Примерно год назад я наткнулся на статью психолога Олега Матвеева. По его классификации я отношусь не к рационалам, а к иррационалам. Мы, иррационалы, ненавидим однообразие и монотонность, сильно зависим от настроения, не любим наводить порядок и отлично работаем в условиях многозадачности.
В общем, я разрешил себе иногда заниматься «всем и сразу» без четкой привязки ко времени и под настроение: плюс-минус час уборки, час работы над блогом, час ответа на электронные письма, час – на решение вопросов с поставщиками, опять час работы над блогом.
Нечасто получается так себя баловать. Все-таки большинство адекватных людей работает в стандартном графике. Но моя продуктивность в дни «все и сразу» гораздо выше, чем в обычные. Попробуйте! Может, и Вы относитесь к иррационалам?
Кстати, я одновременно читаю несколько книг на разные темы. И спокойно могу параллельно проходить два-три онлайн-курса.
А какие приемы и инструменты тайм-менеджмента используете Вы?