Я хочу понять, стоит ли мне жить?

В этом мире ты мудрым слывешь.
Ну и что?
Всем пример и совет подаешь.
Ну и что?
До ста лет ты намерен прожить.
Допускаю,
Может быть, до двухсот проживешь.
Ну и что?


Омар Хайам

Если человек задается вопросами “В чем смысл жизни? Для чего я живу? Мне горько, я  хочу понять, стоит ли мне жить или нет?

Почему я ощущаю пустоту?”, – значит, пришло время его личного кризиса в системе разрозненных эгоизмов. Его личный заряд эгоизма реализовал себя в прежней форме существования и требует иной — не ради себя, а ради общего организма.

Железная стена гордыни, которой мы веками отделяли себя друг от друга и от природы, остается только для тех, кто еще не задает себе этот вопрос. А для тех, у кого он возникает, железной стены уже нет. Они стремятся раскрыть саму суть законов природы.

Сегодня, после всех экзотических увлечений  второй половины прошлого века, человек приходит к тотальному разочарованию, несмотря на то, что мир обеспечивает его всем благами. Но, отвергая их, человек хочет понять, для чего живет. К этому вопросу приводят его страдания, которые он испытывает в жизни. И поэтому его сегодняшний вопрос — вопрос по существу.

Раньше эти вопросы не возникали у людей в таком масштабе. Человечество еще не вышло на соответствующий уровень развития, и, за исключением отдельных великих мыслителей, люди не обращали внимания на призывы природы, звучащие в нас в виде вопроса о смысле существования.

Но сегодня разочарование в жизни стало таким большим, что уже просто огромное количество людей больше не соглашаются проживать год за годом без вразумительного ответа на вопрос: “А зачем?”

«В теории В.Франкла, как и в ряде других теорий, — А.Адлера, К.-Г.Юнга, Дж.Ройса, — смысл рассматривался как «вершинное» образование, высший ориентир человеческого поведения.

Считая смысл феноменом объективной действительности и видя в нем высшую интегративную основу личности, Франкл описывал его как жизненную задачу человека, как объективное требование жизни. Он ввел и убедительно обосновал стремление к смыслу как регуляционный критерий.

Смысл — это гораздо больше, чем высший интегральный регулятор человеческой жизни, задающий ее направленность, смысл — это принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым. Меру смысловой регуляции поведения человека по сравнению с другими формами регуляции можно рассматривать как меру человечности.

…смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя ее к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности”.  (Леонтьев Д.А. Психология смысла)

Итак, кризис эгоистического развития привел к утрате смысла развития и жизни. И хотя человек пытается как-то затушевать это, становится все яснее, что только жизнь не ради себя может быть ответом на вопрос: зачем я живу? — а значит, дать силы и смысл дальнейшему развитию.