Тема общения – одна из самых актуальных сколько существует человек как вид. В то же время речь и её продукт общение, являются основным показателем развития личности. Никогда не стоит забывать, что ребенок любого возраста – это всегда личность, и мы родители, в ответе за его развитие. Давайте начнем разговор с того, что с ребенком нужно говорить. Многие акушер-гинекологи, педиатры, логопеды, преподаватели сходятся во мнении, что говорить с ребенком начинать надо ещё с внутриутробного развития. В нашу эру технологий и диагностик, все знают пол ребенка еще за долго до его рождения. Начинайте говорить с малышом как только узнали о его появлении, если есть имя – называйте его, если стесняетесь говорить – просто читайте вслух, и скоро весь дискомфорт исчезнет. И вы будете наслаждаться в будущем отзывами малыша на вашу речь. Нет ничего роднее чем голос матери для ребенка, он первое, что узнает малыш об окружающем мире. А вот что несет в своей наполненности голос, мы и обсудим — что можно и что нельзя говорить ребенку. Ну с возрастом до года все более менее понятно, мы вкладываем всю нежность и любовь в слова, Так что можно говорить все что угодно, лишь бы интонации были приятны. В возрасте до трех лет, когда идет интенсивное развитие импрессивной речи, нужно и можно говорить уже более научные знания о предметном мире, о своем жилище, членах семьи, природе. Как можно чаще говорите с ребенком. Вот тут как раз и нельзя молчать. Что ж ему самому говорить потом, если слов малыш не знает? И вот наступает трепещущий момент. Ребенок сам продуцирует мысли, заработала экспрессивная сторона речи, заложенная вами раннее. Это мы о возрасте почемучек от 3-х до 5-ти, как сказал и даже писал Чуковский. Но не только в плане самой речи интересен этот период, важным моментом будет закладка личностных качеств и тут очень важно что и как говорить малышу. И так, что можно говорить ребенку. 1. Все психологи мира сходны во мнении, что ребенка нужно хвалить. Все время. Не надо ждать, когда он заработает свой миллион и построит дом. Похвалите малыша за правильно завязанные шнурки, удачно сложенный домик из кубиков, рисунок. Не стоит забывать, что лесть дети чувствуют, и далее похвалы не будут иметь воспитывающего и развивающего характера. Хвалим малыша за дело. Особенно полезны и конструктивны похвалы за дело будут в обществе, в окружении других людей. Социализация – важнейший этап в развитии в данный возрастной период. 2. Все, что вы говорите, особенно воспитательные моменты, должно быть подтверждены наглядно, как говорится на деле. То есть, за непослушание или невыполнение инструкции, вы грозитесь поставить в угол. Вы это произнесли – выполняйте. Иначе потом ваши слова не будут иметь никакого смысла и тем более воздействия. Дети этого возраста не обладают абстрактным и временно-отсроченным мышлением. Здесь и сейчас. Тогда авторитет ваш вырастет и к вам всегда прислушаются. 3. И снова говорите в принципе, но только теперь и показывайте раскрывая суть предметов и явлений мира. Малыш растет и уже одного слова мало. А если еще это будет папа, то за советом и помощью в разрешении ситуации, ваш ребенок всегда придет именно к вам, а не пойдет искать помощь на улице. 4. Прививайте морально-этические нормы. Говоря о них, всегда подкрепляйте их в реальных ситуациях. Как это объяснить малышу? А так. Вы говорите, что ссорится и спорить — не хорошо, тем более драться. И потом, если ваш ребенок в слезах, прибежит и будет рассказывать о конфликте в песочнице, то вы должны спокойным тоном напомнить ему эти правила поведения. В данной ситуации малыш может остаться обиженным, но правило будет усвоено. А вам в дальнейшем не придется краснеть за него. Тоже касается «спасибо и пожалуйста», поведения в общественных местах и транспорте — все подкрепляем примером. 5. Важным моментом является и ваше качество речи. Меньше сленга — больше понятийного наполнения, эпитетов и сравнений. В помощь вам придут книги. Читайте сами и читайте с ребенком. Ваш малыш никогда не полюбит книгу, если вы не покажете как, то есть личным примером. 6. Очень важным моментом в этом возрасте отрицания является альтернативная подача информации и инструкций. Грубо говоря, по — меньше «не» и по – больше «или». Это развитие воли малыша, вы даете ему право выбора, как взрослому, подчеркивайте это. При этом старайтесь и меньше «тыкать». Деткам и так тяжело, они и так чувствуют ваше физическое и просто превосходство. А тут еще и угрожающая речь. Будьте лояльны и дипломатичны, вы же старше и умнее. Исп
ользуйте вариант «мы». К примеру, «Мы можем убрать твои игрушки и пойти заниматься на улице интересным делом, или подождем когда захочется убирать их, но на улице будет темно». Это вместо злобного « Быстро убрал или ты никуда не пойдешь». 7. Давайте малышу посильные задания, сопровождая их короткими инструкциями. Лучше разбейте на несколько этапов, чем вы изложите задание в десяти предложениях, ребенок их конечно же не запомнит и вы его снова отругаете. 8. Учитесь и сами в словах выражать свои чувства, а не замыкаться и сидеть с обиженным лицом. Малыш прочтет это на свой счет. И в последствии вы получите, глубоко ушедшую в себя личность, скрытую и очень колючую. 9. Любите и уважайте своего малыша подчеркивая это словами. И не только когда укладываете его спать, но и в течении дня, и в общественных местах. Тогда гарантировано у вас будет сильная личность и опора в жизни. Что нельзя говорить ребенку? 1. Скрытых формулировок – программирований, типа: « Ты никогда не сможешь.., ты безрукий…, да тебе хоть что…». Тема подсознания и связанный с ней психоанализ — прекрасная почва для роста личностных деформаций. Не воспитывайте пациента психотерапевтов. 2. Не унижайте и не ругайте малыша привселюдно, привлекая к вашей ссоре внимание. Вы унижаете вашего ребенка. Нашкодил? Дома в спокойной обстановке объясните и подкрепите примером его ошибку. Дети способны к научению. 3. Прекратите свои вечные нотации, вагоны приказов и указов. Это не ваш подчиненный, вы не на работе, да и на работе так делать не стоит. Кто ж захочет жить в рабстве? 4. Не угрожайте ребенку, не унижайте его, снижая самооценку. Наша цель растить, а не подавлять. Тоже касательно его деятельности, делает как делает, помогаем, а не запрещаем. 5. Меньше критики, особенно в социально значимых делах. 6. Ни в коем случае не сравниваем ребенка ни с кем из его окружения или вообще других людей. Ни в слух, ни дома, ни на улице — нигде. Запомните, что ребенок дошкольного и даже младше школьного возраста в разной степени по скорости и усвоению, может овладевать навыками. То есть если в группе в саду ваш ребенок не успел, не смог, а если вы ругали, то потом спешил и наляпал, то это не повод его сравнить и при этом ругать, стыдить и журить. Это возможность его научить и стать авторитетом. Кроме того, присвелюдно сравнивая и порицая малыша, вы развиваете чувство ненависти и социофобию. 7. Не запрещайте все подряд. Тут помним об альтернативном выборе, причем всегда при правильной формулировке выгодный вариант вам обеспечен, и рациональности. Не может все быть нельзя, должно что-то быть и можно. Или вы хотите чтоб он перепробывал все сам в поиске доступности? 8. Нельзя ломать авторитеты. Тут мы говорим о наших учителях и воспитателях. Да, вы можете не соглашаться, вы можете видеть другую истину, но помните одно – если вы достоверно неуверенны, то не стоит оскорблять их в присутствии ребенка. Не нравится – меняем сад или школу. Как вы потом будете ему говорить, что ходить в школу надо? А зачем? Там же все такие плохие. Готовы сами 11 лет учить? Тут как говорится – слово не воробей, вылетит – не поймаешь. И по-больше любите своих детей. Давайте все верить в исцеление любовью. Даша, zukakafeta.ru