Бензин или дизель? Такой вопрос задает себе множество покупателей автомашин. Дать определенный ответ на поставленный вопрос – не просто. В первую очередь требуется рассмотреть некоторые факторы обоих типов двигателей, которые помогут принять правильное решение при выборе авто.
Дизельный двигатель
Несомненным преимуществом дизельного мотора, применяемого на машине вроде КРАЗа, является его экономичность, которая связана с пониженным расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет поднятия степени сжатия до 20-22 единиц по сравнению с 9-10 у бензинового двигателя.
Во-вторых, значительному уменьшению расхода топлива способствует качественное регулирование рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, подаваемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с ростом нагрузки увеличивается и расход топлива. Тем не менее, в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем впрыскиваемого топлива в 1,5-1,7 раза меньше, нежели у бензинового мотора с аналогичным рабочим объемом.
Оба эти фактора гарантируют высокую эффективность сгорания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – это постоянная степень сжатия, вследствие чего температура и давление в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым мотором.
Всем известно, что мощность и расход топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и начальным давлением впрыска.
И здесь проявляется еще один положительный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных характеристик системы подачи топлива в сравнении с бензиновым двигателем. Из этого становится очевидно, почему нужно регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за тем, чтобы не было перегрева двигателя, что сразу же скажется на работе форсунок и поршневой группы.
Хорошим положительным моментом дизельного двигателя является его большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным материалом, а также жестко выполненным коленвалом, блоком цилиндров, головкой блока цилиндров, поршневой группой.
Есть у дизельного двигателя и недостатки, к которым относятся солидная масса, уменьшенная литровая мощность, больший шум, более высоким давлением сгорания и трудность пуска при минусовых температурах воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более затруднен.
Кроме того, износ плунжерной пары топливного насоса высокого давления вызывает нарушение герметичности установки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при запуске, когда обороты невысокие. В случае износа цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит заметный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не дает возможности достичь требуемого давления и температуры для зажигания топлива.
Однако используются несложные устройства, дающие возможность быстро пускать мотор даже при низких отрицательных температурах. Например, одно из таких устройств – это теплообменное устройство, которое на зимнее время устанавливают во впускной коллектор.
Опыт показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе практически не увеличивают расход горючего и не понижают мощности двигателя. Главной причиной капремонта становится повышенный расход масла. Определяется расход по образованию голубого дыма от сгорания масла и необходимости более часто доливать его.
Бензиновый двигатель
У бензиновых моторов, применяемых в основном на легковых машинах вроде Москвич, более высока частота вращения коленвала, больший литровый объем, а вибрация и шум более низкие. Горючая смесь регулируется количеством. Все это определяет невысокую степень сжатия на средней мощности – основном режиме работы легковых авто. Это приводит к низкой эффективности сгорания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в конечном итоге ведет к повышенному расходу топлива.
Сравнение двигателей
Проводимые испытания автомашин с бензиновым и дизельным мотором одинаковой мощности дали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового мотора на 20% меньше дизеля, то в отдельных режимах эта разница достигает 40% и даже более. Таким образом, расход топлива на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского цикла до 50% – на автобанах.
В последнее время для уменьшения токсичности осуществлено большое количество усовершенствований бензиновых двигателей. Существенно снизился показатель токсичности благодаря введению управляемого прямого впрыска поршневым процессором. Тем не менее, ведущие эксперты отмечают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу горючего дизельные двигатели по-прежнему являются более перспективными.
Да, и еще. Если вы всетаки сделали свой выбор, то потрудитесь узнать, где же можно доаставать запчасти для иномарок, ведь выбор останется за вами, а я предлагаю вам очень хороший вариант.