![]() |
Карл I в трех ракурсах, 1636 г. Холст, масло. Виндзорский замок, Национальная картинная галерея , Англия |
Эту известную картину под названием «Тройной портрет Карла I» написал Антонис ван Дейк. Фламандский живописец Антонис ван Дейк начал писать портреты с 14 лет. В 20-летнем возрасте художнику посчастливилось стать придворным художником английского короля Якова I. Затем он писал портреты испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении. Но более всего Антонис ван Дейк был востребован и обласкан при дворе короля Карла I.
![]() |
Автопортрет. Антонис ван Дейк. |
На картине «Тройной портрет Карла I» король изображен в трех ракурсах и в разной одежде. Положение рук тоже отличается. Ответ на вопрос, зачем же ван Дейку нужно было писать такой странный портрет, довольно прост. Он был необходим для создания бюста монарха. Дело в том, что работа скульптора требовала определенных затрат времени, которого у высочайшей особы никогда не было в достатке. На картине король изображен с трех ракурсов, чтобы скульптор мог максимально точно передать все детали.
В 1632 по приглашению короля Карла I, которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк отправился в Англию. Там он получил должность главного живописца короля, дворянский титул и золотую цепь. Считается, что Карл впервые услышал о Ван Дейке от своей супруги, королевы Генриетты Марии. А она, в свою очередь, узнала о нём от матери — королевы Франции Марии Медичи. Но нельзя исключать, что именно Рубенс порекомендовал британскому монарху своего лучшего ученика.
Король и королева Англии постоянно заказывали фламандцу свои портреты. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 — конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей — все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
Хорошо известен «тройной портрет короля», на котором король показан в трех ракурсах. Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда, как отмечали современники, король находился в полном расцвете сил. Он был очень хорошо сложен, обладал располагающей внешностью. Портрет предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I. Папский престол задумал поднести мраморный бюст Карла I королеве Генриетте Марии с надеждой вернуть Англию в лоно католической церкви.
Ван Дейк отлично понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, и работал над ним с особой тщательностью. Тройной портрет Карла I сделан по пояс и изображает короля в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. На короле три камзола разного цвета и разные кружевные воротники. Слева король придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, справ
а — придерживает правой рукой плащ. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.
а — придерживает правой рукой плащ. Взгляд у короля созерцательный и отрешенный, а весь облик его проникнут царственностью и достоинством.
Портрет понравился королю, и в своем письме к Бернини Карл I выразил надежду, что скульптор «изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано». Получив картину, ваятель сделал бюст Карла I летом 1636 года, а уже весной следующего года кардинал Барберини позаботился об отправке произведения в Англию. Бюст прибыл в Оутлендский дворец в июле 1637 года и был восторженно принят. Восхищенная королева наградила Барберини крупным бриллиантом .
![]() |
Копия бюста Карла I |
К сожалению, этот бюст оказался в числе сокровищ, погибших при пожаре Уайтхолла в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.
Автор: John Silver