В наши дни знаменитые красные автобусы уже не курсируют так часто по дорогам британской столицы, но вы можете полюбоваться ими под сводами специализированного музея в Ковент-Гардене. Посетите Музей транспорта и взгляните по-новому на двухэтажный лондонский автобус, не ожидая целую вечность его прихода к остановке.
Автобусы на «цветочном» месте
История всемирно известной транспортной системы британской столицы прослеживается в интерактивном музее, который будет интересен для любителей автомобилей (и Лондона) всех возрастов. Музей позиционирует свою экспозицию как такую, которая подчеркивает крепкую связь между развитием транспорта и ростом уровня современного Лондона, а также влияние его на культуру и общество. В Лондонском музее транспорта хранится около 450 тыс. различных экспонатов. Помимо наследия прошлого, здесь представлены современные транспортные разработки и концепции усовершенствования городского транспорта в будущем, что является важной частью современной политики сбора информации для будущих поколений. А еще в музее есть для детей специальный парк миниатюрных версий общественного транспорта, на которых можно играть.
Лондонский музей транспорта расположен в здании викторианского цветочного рынка в Ковент-Гарден. Изначально музей открылся в старом автобусном гараже в Клэпхеме (на юге Лондона), в 1960-х годах, хотя сама коллекция берет свое начало за 40 лет до этого события, когда в General Omnibus Company решили сохранить два викторианских конных автобуса и ранний моторбус для будущих поколений. Музей неоднократно переезжал, пока не обосновался на месте ковент-гарденского рынка, который получил известность как самая крупная точка торговли цветами, на протяжении 100 лет работавшая ежедневно, кроме Рождества. Именно здесь работала косноязычная цветочница Элиза Дулиттл — героиня знаменитой пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Входя в музей, вы сразу увидите экраны, на которых демонстрируются аудиовизуальные записи транспортных систем Лондона, Нью-Йорка, Токио, Парижа, Шанхая и Нью-Дели. Лифт увозит новую партию посетителей на второй этаж — и вы попадаете в 1800 год. Первым лицензированным общественным транспортом столицы был седан, образец которого есть в экспозиции, но гораздо большую вместительность имел великолепный омнибус на конной тяге (1805 г.), расписанный по бокам цветами. Вряд ли декораторы начала 19-го века знали, что этот «здоровяк» когда-то займет место стройненьких цветочниц в Ковент-Гарден, но, кажется, цветы и автобусы в Лондоне просто преследуют друг друга.
Логотип, который знают все
Далее прогресс ведет нас, как и следовало ожидать, только вперед — к зданию первой лондонской пассажирской железной дороги, проведенной в 1833 году от Лондонского моста до Гринвича. На первом этаже Лондонского музея транспорта можно увидеть самые интересные экспонаты, в том числе первый подземный двигатель (паровой) и вагон метро, двигатель которого работал на дровах и был преобразован в электрический в 1901 году. Это один из нескольких экспонатов музея, на который разрешено взбираться. Фрэнк Пик (Frank Pick), бывший управляющим Лондонского метрополитена, ответственный за создание бренда Лондонского метро (London Underground). Именно он позаботился о том, чтоб каждая линия имела свой собственный характер и делал все, чтоб стандартный символ и круглый логотип стали неотъемлемой частью визуальной идентичности Лондонского метро. Так и случилось — сегодня этот символ для большинства людей без лишних слов является мгновенно узнаваемым указателем станции метро.
Оседлайте «Рутмастер» в Лондонском музее транспорта
Семейная игровая зона для детей в возрасте от 0 до 7 лет — «Все на борт» — оборудована парком мини-автомобилей, в которые можно залезть и поиграть. Дети могут отремонтировать маленький поезд метро, приплыть к «Ниперу на Темзе» (Thames Nipper), посетить бюро потерянных вещей и поиграть на музыкальных инструментах для прохожих. Детское доклендское лёгкое метро (Baby DLR) оснащено интерактивной стеной и строительными блоками для того, чтобы дети могли развлекаться.
Посетители всех возрастов имеют возможность посидеть в кабине водителя красного автобуса и направлять симулятор северной линии сквозь туннели и до платформ — так что «большие дети» тоже получат массу удовольствия. Взберитесь на борт, чтобы узнать, каково это – передвигаться по Лондону, обозревая городской пейзаж с места водителя автобуса или поезда.
А вот фанаты дизайна просто обязаны идти прямо к выставке классических плакатов. Плакаты лондонского транспорта (авторства таких мастеров как: Абрам Геймс (Abram Games), Грэхем Сазерленд (Graham Sutherland) и Айвон Хитченс (Ivon Hitchens)) демонстрируются по всему музею. Многие из них – истинные дизайнерские шедевры, но ни один из них не превзошел оригинальную карту метро Гарри Бека — английского чертежника, разработавшего дизайн пилотного проекта схемы Лондонского метрополитена.
Руководство Лондонского музея транспорта, уверяющее нас в огромной значимости средств передвижения для урбанистического развития Лондона, безусловно, право. Кареты и кэбы, мотоциклеты и омнибусы, метро и скоростные поезда — все они были частью той масштабной технико-эволюционной цепочке, которая привела Лондон в ряды первых городов мира.