Развитие речи детей-дошкольников – это многогранный процесс. Прежде всего, развитие речи – это комплексное решение таких основных задач, как словарный запас и правильное логическое построение высказываний.
Речь старших дошкольников уже должна быть богата на синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, многозначные слова. В изложении речи дошкольники могли бы использовать пословицы, загадки, скороговорки. Могли пересказывать, желательно как можно ближе к оригиналу популярные сказки, сюжеты мультфильмов, быстро запоминать краткие стихотворения. Но самостоятельно достичь такого высокого уровня дошкольники не в состоянии.
Необходима помощь взрослых и специальное обучение, которое в полной мере поможет ребёнку освоить родной язык. Нужно не забывать, что главное место в этом возрасте занимает игра. В игре с помощью введения любого игрового персонажа, например, Чебурашка, Крокодил Гена, Незнайка, Буратино, Мальвина и т.п., можно создать любую игровую ситуацию, которую любимые герои её могут помочь разрешить. Например, решить задачу, отгадать загадку, в правильной последовательности разложить картинки или создать узор из фигур.
Для развития речи у детей дошкольников не маловажную роль играет народно-фольклорный материал: загадки, потешки, прибаутки, поговорки, пословицы, скороговорки, крылатые слова, народные сказки, короткие стихи и т.п. При правильном подборе такого замечательного занимательного материала можно расширить интерес дошкольников к окружающему нас миру и увеличить словарный запас.
Вам в помощь можно приобрести мою книгу »Развитие речи».
Лидия Буцких, г.Самара
Лидия