Антикоррупционная экспертиза — что это?
Антикоррупционная экспертиза — что это?
================================================================================
Светлана Бублич on 02/08/2013 02:57:00
По данным статистики, подавляющее
большинство россиян (81%) считают «высоким»
уровень распространения коррупции в
обществе, 10% — «средним», 2% — «низким», но никто
не сказал, что коррупции в стране нет
совсем. Системное явление коррупции
требует системных же мер реагирования. В
этом контексте важным направлением
противодействия является
антикоррупционная политика, в том числе
антикоррупционная экспертиза
законодательства с целью устранения из
него положений, способствующих коррупции.
Методика анализа нормативных документов с
целью выявления коррупциогенных факторов
Идея проверки законодательства на
коррупциогенность зародилась в 2002 — 2003 гг. в
экспертных кругах. Счетная палата РФ,
Национальный антикоррупционный комитет
вводят термин «коррупциогенность
законодательства».
Отличительным признаком коррупциогенного
законодательства является наличие норм,
допускающих их произвольные трактовку и
применение государственными
(муниципальными) служащими.
Методика анализа коррупциогенности
нормативных правовых актов основана на
проверке соблюдения правил юридической
техники (формальный аспект) и оценке
«дефектных» норм с точки зрения
коррупционного потенциала (содержательный
аспект). Для этого весь текст нормативного
акта должен быть проверен на наличие
коррупционных факторов —
нормативно-правовых конструкций и решений,
которые увеличивают коррупционную
опасность.
Методика проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных актов Утверждена
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Настоящей методикой руководствуются
независимые эксперты, получившие
аккредитацию на проведение
антикоррупционной экспертизы, при
проведении независимой антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов.
Согласно этой методике коррупциогенные
факторы сгруппированы следующим образом:
1. Коррупциогенными факторами,
устанавливающими для правоприменителя
необоснованно широкие пределы усмотрения
или возможность необоснованного
применения исключений из общих правил,
являются:
1.1 широта дискреционных полномочий —
отсутствие или неопределенность сроков,
условий или оснований принятия решения,
наличие дублирующих полномочий органов
государственной власти или органов
местного самоуправления (их должностных
лиц);
1.2 определение компетенции по формуле
«вправе» — диспозитивное установление
возможности совершения органами
государственной власти или органами
местного самоуправления (их должностными
лицами) действий в отношении граждан и
организаций;
1.3 выборочное изменение объема прав —
возможность необоснованного установления
исключений из общего порядка для граждан и
организаций по усмотрению органов
государственной власти или органов
местного самоуправления (их должностных
лиц);
1.4 чрезмерная свобода подзаконного
нормотворчества — наличие бланкетных и
отсылочных норм, приводящее к принятию
подзаконных актов, вторгающихся в
компетенцию органа государственной власти
или органа местного самоуправления,
принявшего первоначальный нормативный
правовой акт;
1.5 принятие нормативного правового акта
за пределами компетенции — нарушение
компетенции органов государственной
власти или органов местного самоуправления
(их должностных лиц) при принятии
нормативных правовых актов;
1.6 заполнение законодательных пробелов
при помощи подзаконных актов в отсутствие
законодательной делегации соответствующих
полномочий — установление общеобязательных
правил поведения в подзаконном акте в
условиях отсутствия закона;
1.7 отсутствие или неполнота
административных процедур — отсутствие
порядка совершения органами
государственной власти или органами
местного самоуправления (их должностными
лицами) определенных действий либо одного
из элементов такого порядка;
1.8 отказ от конкурсных (аукционных)
процедур — закрепление административного
порядка предоставления права (блага).
2. Коррупциогенными факторами,
содержащими неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные
требования к гражданам и организациям,
являются:
2.1 наличие завышенных требований к лицу,
предъявляемых для реализации
принадлежащего ему права, — установление
неопределенных, трудновыполнимых и
обременительных требований к гражданам и
организациям;
2.2 злоупотребление правом заявителя
органами государственной власти или
органами местного самоуправления (их
должностными лицами) — отсутствие четкой
регламентации прав граждан и организаций;
2.3 юридико-лингвистическая
неопределенность — употребление
неустоявшихся, двусмысленных терминов и
категорий оценочного характера.
Правила проведения независимой
антикоррупционной экспертизы
В целях обеспечения проведения независимой
антикоррупционной экспертизы
нормативно-правовых актов разработчики
этих проектов в течение рабочего дня,
соответствующего дню направления этих
проектов на согласование в государственные
органы власти, размещают эти проекты на
своих официальных сайтах в сети Интернет с
указанием дат начала и окончания приема
заключений по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы.
Экспертиза проводится аккредитованными
Министерством юстиции Российской
Федерации независимыми экспертами —
физическими и юридическими лицами, за счёт
их собственных средств.
Заключение по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы носит
рекомендательный характер и подлежит
обязательному рассмотрению органом,
организацией или должностным лицом,
которым оно направлено, в тридцатидневный
срок со дня его получения. По результатам
рассмотрения эксперту, проводившему
независимую экспертизу, направляется
мотивированный ответ.
Заключение по результатам экспертизы
выносится в соответствующей форме,
утвержденной Правительством РФ:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
Наименование федерального органа
исполнительной власти,
иного государственного органа или
организации,
куда направляется заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы
____________ .__________ .____________________
______________________________________________________________,
(указывается наименование юридического
лица или фамилия имя, отчество физического
лица (последнее — при наличии)
аккредитованного (ой) в качестве
независимого эксперта антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов
распоряжением Минюста России от
__________________ №__________ , в соответствии со
статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г.
№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов»*, пунктом 4
Правил проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов,
утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96,
проведена антикоррупционная
экспертиза______________________________________________.
(реквизиты нормативного правового акта или
проекта нормативного правового акта)
Вариант 1:
В представленном
__________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта или
проекта нормативного правового акта)
коррупциогенные факторы не выявлены.
Вариант 2:
В представленном
___________________________________________________
(реквизиты нормативного правового акта или
проекта нормативного правового акта)
выявлены коррупциогенные факторы.
________________________________________________________________________________________
(отражаются все положения нормативного
правового акта или проекта нормативного
правового акта, в котором выявлены
коррупциогенные факторы,
___________________________________________________________________________
с указанием его структурных единиц
(разделов, глав, статей, частей пунктов,
подпунктов, абзацев), и соответствующих
коррупциогенных факторов со ссылкой
___________________________________________________________________________
на положения методики проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых
___________________________________________________________________________
актов утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
февраля 2010 г №96
_____________________________________________________ .
(Собрание законодательства Российской
Федерации 2010, № 10, cm 1084)
В целях устранения выявленных
коррупциогенных факторов предлагается
____________________________________________________________ .
(указывается способ устранения
коррупциогенных факторов)
___________________________________
______________________
(подпись) МП (для юридических лиц)
(инициалы, фамилия)
Таким образом, можно сделать следующий
вывод, что своевременное выявление и
устранение коррупционных предпосылок еще
на стадии принятия нормативного правового
акта не только будет способствовать
недопущению коррупционных проявлений со
стороны правоприменителей должностных лиц
органов государственной власти и местного
самоуправления, но и позволит
совершенствовать их деятельность и, в
конечном счете, не допустить нарушения прав
и свобод граждан, а также их законных
интересов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных
правовых актов и их проектов является
важнейшим инструментом осуществления
антикоррупционной политики Российской
Федерации. Институт антикоррупционной
экспертизы все больше утверждается в
практике российской государственности,
приобретая весьма важное, а иногда
основополагающее значение.