Наш мир в большой мере состоит из ассоциаций и парадоксов. Облака мы ассоциируем с силуэтами людей, животных или вещей, двоеточие и скобки, – с улыбающимися и грустными лицами. Даже такие страшные вещи как болезни и синдромы мы называем не только сухими медицинскими терминами, но и даем им метафорические имена – они звучат приятнее, и запоминаются лучше. К счастью, литература дарит нам немало персонажей с характерным поведением, которые могут служить хорошим иллюстративным материалом. Чего только стоит герой Гоголя Плюшкин – так у нас называют людей, которые любят собирать всевозможный хлам. Но кроме Плюшкина есть литературные герои, которые заняли достойное место не только в фольклоре, а даже в психиатрии – их именами названо типичное поведение людей с определенными психическими отклонениями.
Синдром Стендаля назван в честь французского писателя ХІX века. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал свои ощущения во время визита во Флоренцию – частое сердцебиение, головокружение и земля, «плывущая» под ногами. Такие симптомы у писателя вызывало множество церквей, музеев, достопримечательностей древности, шедевров искусства эпохи Возрождения. Через полтора века, в 1979-м году этот синдром описала итальянский психолог Грациэлла Магерини в книге с красноречивым названием «Синдром Стендаля», а 1982-м был впервые официально поставлен такой диагноз. Больные этим синдромом очень остро переживают встречу с какой-то картиной и даже отождествляют себя с ее героями, словно попадая внутрь. Болезнь даже может спровоцировать человека уничтожить картину. В группе риска – очень впечатлительные люди, которые долго ожидают встречи с высоким искусством. Зато итальянцы имеют иммунитет к собственному искусству. Интересно, что именно в галерее Уфиццы туристы больше всего поддаются этому синдрому, притом, что здешние жители смотрят на них, как на больных – и правы.
Звезды-шоу бизнеса, да и вообще многие известные люди, похоже, страдают синдромом Дориана Грея – боятся постареть. Отсюда пластические операции, одежда, не соответствующая возрасту, невероятное количество косметики. Маленькая морщина или складка на теле может стать серьезным поводом для депрессии. А там недалеко и до финала, который описал Оскар Вайлд – самоубийства.
Комплекс Поллианны проще назвать синдромом розовых очков. Американская писательница Элеонора Портер в свое время написала книгу о девочке по имени Поллианна, которая во всем умела находить позитив. Скупой сосед – да он просто расчетливый! Подарили костыли вместо куклы – замечательно, ведь они не понадобятся! Такое виденье мира очень полезно, если нужно себя «за уши» вытянуть из депрессии и плохого настроения. Но человек настолько привыкает к своим удобным розовым очкам, что просто не может смотреть по-другому. А мир вокруг – это не только позитив и счастье, это еще и жестокая реальность, от которой такие Поллианны просто отказываются.
Синдром Мюнхгаузена еще называют симулятивным синдромом. Человек старается преувеличить масштабы своей болезни, ищет все новые симптомы, требует немедленного серьезного лечения – а в действительности хочет всего-навсего внимания и заботы. Название синдрома происходит от любви Барона Мюнхгаузена, героя произведения Распе, к невероятным историям о своих фантастических приключениях. Впервые его описал в 1951 году Ричард Ашер. Все мы в детстве тоже были немного Мюнхгаузенами, когда не хотелось идти в школу, поэтому сразу болело горло, поднималась температура, и появлялся кашель. Однако настоящий синдром Мюнхгаузена диагностируется, когда человек уже не представляет своей жизни без симуляции.
Доктор Джекил и мистер Хайд – один из самых ярких примеров раздвоения личности. Синдрома именно с таким названием не существует, зато каждый знает историю, написанную Робертом Льюисом Стивенсоном о двух сторонах одного человека. Его книга является замечательным объяснением медицинского термина «множественная личность». Кстати, это не единственный пример литературного раздвоения личности, писатели любят использовать этот прием. Вспомним, например,