Достижение школьного возраста вовсе не означает, что ребенок перестал быть ребенком. Одним из самых лучших способов проведения досуга и познания окружающего мира для него все также остается игра. Игры для школьников отличаются более сложной концепцией и структурой, нежели те, что адресованы детям помладше. Если дошкольникам в игре часто требуется взрослый компаньон, то школьники успешно это делают в компании ровесников или самостоятельно – например, играя в компьютерные игры.
Все популярные игры для школьников условно можно разделить на два основных вида: подвижные и интеллектуальные или развивающие. Как разновидность интеллектуальных игр выступают компьютерные, но только при условии, что они содержат какую-либо ценную информацию для ребенка, а не построены по принципу примитивных «стрелялок» и «бродилок».
Развивающие и интеллектуальные игры для школьников
Польза таких игр порой просто неоценима. Они могут использоваться и как разновидность семейного досуга, и как вспомогательный компонент на различных уроках, проводимых школьными учителями. Даже в младших классах дети с удовольствием берутся за разгадывание шарад и головоломок. Важно подбирать задания для них так, чтобы они не оказывались чересчур сложными, иначе у ребенка может пропасть весь интерес к игре.
Внимание школьников среднего возраста часто привлекают игры типа анаграмм – этот принцип даже лег в основу популярной передачи «Большие буквы» на одном из российских телеканалов: в каком-либо слове, желательно длинном, перепутываются буквы, а игрокам предстоит отгадать, какое именно слово зашифровано. Другой вариант: предложить детям составить из букв, присутствующих в длинном слове, как можно больше других коротких слов.
Развлекательный характер носят игры, в процессе которых нужно завязывать глаза платком и изображать на листе бумаги какие-либо предметы или, например, дорисовывать картинку. Но они развивают не столько мышление, сколько мелкую моторику и в некоторой степени воображение.
Обучающие и развивающие компьютерные игры помогают школьникам в интересной и занимательной форме усвоить полезную информацию и овладеть новыми полезными навыками. Они не имеют ничего общего с развлекательными компьютерными играми, весь смысл которых сводится к тому, чтобы несколько раз подряд поразить одну и ту же цель или выйти на определенный уровень.
Подвижные игры для школьников
Популярные подвижные игры не стоит путать со спортивными – например, баскетболом, волейболом, футболом или бадминтоном, в которые школьники тоже довольно часто играют по собственной инициативе. Подвижные игры тоже строятся на специфических правилах, но в их основе всегда лежит некая интрига, увлекательный элемент: например, в игре «Салки» участники должны догонять друг друга и «осаливать», то есть касаться рукой, после чего тот, кого касаются, и становится «салкой». У этой игры много разновидностей – школьники играют то в круговые салки, то в перекрестные или цепные, то называют эту игру «догонялками», «жмурками», «латками», «ляпками», «пятнашками» и так далее.
Девочки школьного возраста, да порой и мальчики, в теплое время года охотно играют в «классы» или «классики»: на асфальте мелом чертят десять квадратов и затем прыгают по ним, стараясь не наступать на линии и одновременно в прыжке передвигая ногами биту.
Не одно поколение школьников, начиная, наверное, примерно с середины ХХ века, выросло на игре «Море волнуется». Суть ее состоит в том, чтобы по команде ведущего игроки замирали в произвольной позе. Пока ведущий осматривает получившиеся фигуры, игроки не должны шевелиться. Тот их них, кто не сможет в течение пары минут стоять или сидеть спокойно, выбывает из игры, а победителем оказывается игрок, чей «временной» рекорд оказался самым впечатляющим.